Птенцы гнезда Ванцаева.

птенцы гнезда ванцаева. детей с особенностями развития выводит в люди человек, ставший педагогом по воле случая.раз в год муса ванцаев едет в чечню, на родину, в отпуск. ему нравится

Детей с особенностями развития выводит в люди человек, ставший педагогом по воле случая.

Раз в год Муса Ванцаев едет в Чечню, на родину, в отпуск. Ему нравится восстановленный после войны Грозный, хотя он хорошо помнит его довоенным, еще советским — одним из самых красивых городов на Северном Кавказе. Особенно сильное впечатление на Мусу Синаевича производит «Грозный-сити» — комплекс высотных зданий в центре города, на берегу Сунжи. Когда-то Муса хотел стать строителем, и эти небоскребы будят в нем дремлющие инстинкты. С другой стороны, у себя в ярославской глуши почти тридцать лет — можно сказать, всю жизнь — Ванцаев занимается строительством иного рода. Он восстанавливает из руин детские судьбы.

ФУТБОЛ КАК МЕТОД
У въезда в Багряники пасется стадо коров и скотина помельче. С виду обычная деревенская идиллия. Только вот скотина в деревнях нынче большая редкость. Да и пастухи не вписываются в пейзаж — крепкие парни, которым место скорее на ринге, чем на лугу. Предчувствие не обманывает: вечером эти «пастухи» будут резаться в футбол на отличном газоне с современным покрытием.

Муса Ванцаев долго сопротивлялся табличке «Коррекционная школа-интернат», которую его в конце концов вынудили повесить на главный учебный корпус. Пристроил повыше, чтоб не бросалась детям в глаза. Не для того он трудится здесь двадцать с лишним лет, чтобы его воспитанники чувствовали себя инвалидами.

— Ты пас должен был по флангам давать, а ты куда даешь По центру. Перехватили и забили, — директор интерната треплет по голове белобрысого мальчишку.

Спорт в педагогическом инструментарии Ванцаева — едва ли не главное ноу-хау. Но к простому вроде бы решению он пришел не сразу.

— Когда мы начинали в 90-е годы, — говорит директор интерната, — мы считали, что нашим воспитанникам достаточно профессиональной подготовки. Но после первого же выпуска обнаружили, что ребята не могут найти работу, а если находят, то быстро ее теряют. Я стал разбираться. И мне говорят: они не выносят нагрузок, не могут достичь поставленной цели, не способны к однообразной работе. Мы поняли, что дети, кроме того что отстают в умственном развитии, еще и физически ослаблены. И приняли решение: сделать акцент на игровых видах спорта, развивающих, кроме выносливости, навыки взаимодействия с партнерами, реакцию, пространственное мышление.

Уже в 1995 году дети из ярославской деревни отправились на свою первую специальную олимпиаду в Нью-Хейвен (Коннектикут, США). Сейчас в коллекции интерната около 40 медалей с международных турниров для детей с сохранным интеллектом. А с 2009 года воспитанники Мусы Ванцаева — бессменные чемпионы Ярославской области по волейболу среди массовых, то есть обычных, школ.

— Мы дали детям почувствовать, что такое успех. Они поняли, что если будут настойчиво заниматься, тренироваться, то станут лучшими — сначала в школе, в районе, в области, а потом в стране и даже в мире, — рассказывает Муса Ванцаев.

ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ (CHERCHEZ LA FEMME)
Вообще-то Муса в педагоги не собирался: в конце 70-х в Грозненском нефтяном институте был сильный строительный факультет, и парень метил туда. Однако советская власть лучше знала, кому кем быть, и юношу из пригорода чеченской столицы отправили в Ярославль на филфак: республике были нужны учителя русского языка.

Советскую власть перехитрила обыкновенная русская девушка. По окончании пединститута Муса остался в северных широтах. Теперь у супругов Ванцаевых взрослые сыновья.

Муса Синаевич пошел по комсомольской линии, а когда ему предложили возглавить разваливающийся колхоз, он выступил с неожиданным контрпредложением — взяться за школу-интернат в Багряниках. Тогда это был настоящий дом призрения: полусгнивший деревянный корпус с печным отоплением и худой крышей, неприкаянные дети, промышлявшие мелкими кражами в окрестных селах. Из двух зол — гибнущий колхоз и пропадающие в житейских бурях дети — Ванцаев выбрал большее.

— Я принял школу, и мы сразу вместе с детьми, с педагогами начали заниматься строительством. Если честно, — признается Ванцаев, — я планировал построить школу, создать условия для детей и уйти, заняться бизнесом.

В бизнес Ванцаев не ушел. От таких детей не уходят. Новый директор добился, чтобы в его школе дети учились не до 15-16, а до 18 и даже до 19 лет. Стандартная государственная программа для коррекционных школ рассчитана на девятилетний срок обучения. Результаты такой подготовки налицо: не окрепнув ни профессионально, ни психологически, выпускники интернатов часто попадают в криминальную среду — их принуждают к воровству, кивая на диагноз: какой спрос со слабоумного. И директор интерната вместе со своими коллегами засел за учебно-методическую литературу. В результате появилась авторская концепция 11-летнего обучения, при этом Ванцаев усилил ее производственную составляющую: часов профессиональной подготовки стало в 1,5 раза больше.

ЖИЗНЬ НАУЧИТ
В самые трудные — 90-е — годы, когда интернату в буквальном смысле приходилось выживать, тем же методом народной стройки Ванцаев и его команда соорудили рядом со школой молочную ферму. Потом появились небольшой колбасный цех, пекарня, швейная и обувная мастерские, парикмахерская. Директор называет их «объектами двойного назначения»: это и учебно-производственная база, и источник дохода. Уже с четвертого класса дети овладевают навыками будущих профессий, а старшеклассники и вовсе получают зарплату.

Сегодня интернат полностью обеспечивает хлебом соседнее село, а вот колбасный цех пришлось закрыть: его продукция — недорогая, домашнего качества — стала слишком популярной в округе. Кому-то это не понравилось. Роспотребнадзор нашел формальный повод: в интернате нет своей лаборатории. Ванцаеву жаль не потерянных денег, хотя и на них он рассчитывал, планируя дальнейшее развитие всей инфраструктуры интерната. Обидно, что подрезают крылья его подопечным.

— У этих детей потенциал огромный. Таким учреждениям, как мы, таким детям надо доверять, — говорит Муса Синаевич.

Директор Багряниковской школы уверен: его воспитанники лучше, чем кто-либо, найдут себя именно на земле, в сельском хозяйстве. Главное — как следует подготовить их к такой жизни. Вопрос в том, нужно ли это стране, в которой им придется жить.

— Должна быть государственная политика, — считает Ванцаев. — Вот сегодня несовершенство закона не позволяет нам развивать подсобное хозяйство. А мы могли бы наравне с сельхозпроизводителями получать товарный кредит, ссуду, технику по лизингу. К сожалению, этот вопрос не решен до конца.

Пока Ванцаев делает все, что может, не особо рассчитывая на государство. Еще один его смелый эксперимент — проект «Собственный дом». Девочки разных возрастов живут в отдельно стоящих домах группами по семь человек, самостоятельно ведут хозяйство, ухаживая за огородом и моделируя таким образом семейный уклад.

Директор интерната не скрывает: ему приятно слышать, что его воспитанники совсем не похожи на детей «с ограниченными возможностями здоровья». Но, пожалуй, только он и работающие с ним уже много лет педагоги знают, каких трудов это стоит. Сейчас в Багряниках 107 парней и девчонок, в истории болезни которых значится деликатная алфавитно-цифровая кодировка — F70, F71, F72 (понятия «дебил», «имбецил», «идиот» исключены из международной классификации болезней по этическим соображениям).

Птенцы гнезда Ванцаева.

Птенцы гнезда Ванцаева.

Птенцы гнезда Ванцаева.

Птенцы гнезда Ванцаева.

Птенцы гнезда Ванцаева.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий