Судьба Героев Советского Союза после Победы сложилась по-разному

Судьба Героев Советского Союза после Победы сложилась по-разному Одни смогли удачно вписаться в мирную жизнь. Других тяжёлые испытания войны изменили настолько, что стать прежними они так и не

Одни смогли удачно вписаться в мирную жизнь. Других тяжёлые испытания войны изменили настолько, что стать прежними они так и не смогли. В числе последних оказался и герой-разведчик Василий Григин.В 1947 году он из-за глупейшего случая попал в тюрьму. После этого его жизнь встала на замкнутый круг: Григин освобождался из зоны, но вскоре попадал в неё снова. После пятой ил шестой судимости его лишили всех наград. А всего судимостей в его жизни было десять, и провёл он за решёткой без малого 37 лет своей жизни.
Василий был родом из простой крестьянской семьи. В 1940 году его призвали в армию из Алтайского края. Односельчане запомнили его очень скромным и честным парнем, которого никто никогда не видел пьяным, и даже не слышал от него брани. Никто и подумать не мог, что война превратит его в отчаянного пьяницу и дебошира.
В наградном листе значится, что в боевые действия Василию пришлось вступить уже 23 июня 1941 года. Григин на собственной шкуре познал весь ужас катастрофы 41-го года. Но судьба почти всю войну хранила Григина и от гибели, и от плена, и от тяжёлого ранения – несмотря на то, что он всегда отличался презрением к смерти и стал разведчиком.
22 августа 1943 года Василий, в составе разведгруппы, добыл ценные сведения о расположении огневых точек противника. При возвращении на разведчиков напала группа немецких автоматчиков. Отбились, хотя дело дошло до рукопашной схватки. При этом Григин убил троих немецких солдат. Через неделю он был награждён медалью «За отвагу».
В ходе финальной стадии Битвы за Днепр сержант Григин возглавил разведгруппу, посланную в тыл врага для взрыва моста. Снести мост нужно было для того, чтобы не дать отступить потрёпанному в боях немецкому танковому соединению.
Ночью разведчики заминировали мост. Но Григин решил не взрывать его сразу. Он отпустил всех бойцов «домой», а сам прятался у моста и ждал до тех пор, пока на него не въехала немецкая бронетехника. Только после этого сержант произвёл взрыв. Немцы бросились прочёсывать окрестности, но разведчик ускользнул от облавы.
К Золотой Звезде Героя Григина представили 4 декабря 1944 года, за бой у венгерского села Драж. Его разведгруппа (6 человек) по болоту, проваливаясь местами по пояс с ледяную воду, зашла в тыл противника и накрыла его оборонительные позиции пулемётным огнём. Немцы решили, что на соседнем участке оборона прорвана, и отступили, чтоб не попасть в окружение. Но быстро пришли в себя, поняв, что имеют дело только с маленькой разведгруппой, и вернулись.
Более двух часов разведчики отбивались от превосходящих сил врага, отвлекая их на себя. Когда к ним пробились свои и отогнали немцев, в живых оставались только двое из шестерых. Увидев, что командир роты погиб в атаке, Григин, несмотря на несколько лёгких осколочных ранений, взял командование на себя и повёл роту в дальнейшее наступление.
В начале 1945-го он был контужен и тяжело ранен в голову, от чего потерял левый глаз. И присвоение звания Героя Советского Союза, и Победу Василий встретил в госпитале. После лечения ему выдали протез. Но в поезде Василий увидел девочку-подростка с подобной травмой, и отдал ей свой протез.
В тюрьму Григин угодил в глупейшей ситуации. В 1947 году сестра однажды отправила его к сельскому фельдшеру с корзинкой яиц, пояснив, что тот без презентов больничные листы не выписывает. Это разозлило бывшего разведчика. Он напал на медика и стал ему угрожать. У того случился сердечный приступ, от которого фельдшер умер. Василия посадили на 4 года за злостное хулиганство.
Вышел он досрочно по амнистии, но в 1949 году снова сел, по той же статье: когда местный парторг начал упрекать Григина в недостойном звании Героя поведении, тот вскипел и избил его.
После этого Василий превратился в хронического рецидивиста, который долго на воле не задерживается. Он злоупотреблял спиртным, дрался и воровал, из-за чего вновь и вновь попадал за решётку. 6 раз его судили за злостное хулиганство (драки, в том числе с умышленным нанесением тяжких телесных повреждений), 3 раза – за кражу и ещё 1 раз – за сопротивление работнику милиции или народному дружиннику с отягчающими обстоятельствами.
В 1986 году Григин вышел на волю уже совершенно больным человеком. Чуть более 4 лет в нём ещё теплилась жизнь, и в 1991-м он умер, в 70-летнем возрасте.
Характерно, что в 2010-х годах бывший барнаульский следователь Михаил Михайлов, ныне живущий в Симферополе кандидат юридических наук, доцент и полковник милиции в отставке, пытался добиться возвращения Григину звания Героя. Он знал его лично: сам в молодости вёл несколько дел Василия. Но в реабилитации было отказано.
Крест, простой памятник или скромную воинскую пирамидку, увенчанную сверху звездой, на могиле этого человека уже, наверное, не поставит никто. Даже история. Потому что вообще нет могилы. Он умер в больнице никому не нужным, и его казённо похоронили в безымянной могиле.
Случилось это в 1991 году, в Барнауле, на Алтае.
«Закопали Григина, как бомжа, в общей могиле на Михайловском кладбище. То место затерялось, там не было даже креста. Григин, хоть и лишён всех званий и наград, но статуса инвалида войны у него никто не отнимал. По закону ему положено надгробие от государства, но могилу сейчас не найти», — рассказал председатель совета Алтайской краевой общественной организации ветеранов Борис Гусев людям, которые пытались восстановить справедливость. И историческую, и простую человеческую. Вернув память и уважение человеку, который их в высшей степени достоин.
Помнящие его родственники и знакомые единодушно рассказывали, что после войны Василий, как и все Герои Советского Союза, был окружён вниманием и заботой. Получил квартиру, женился, устроился на работу, был частым гостем праздничных официальных мероприятий как дома в СССР, так и за пределами Родины. Однажды, через год после окончания войны, его, как героического участника освобождения Восточной Европы от гитлеровцев, пригласили в Польшу. И поляки, впечатлённые рассказами о его подвиге и солдатском мужестве в боях, в которых он стал инвалидом и потерял левый глаз, изготовили и подарили ему глазной протез очень высокого качества. Таких в СССР тогда ещё не делали — не до того было. Но по пути домой Василий в поезде встретил маленькую девочку-инвалида, оставшуюся без глаза при бомбардировке, и передарил ей польский подарок. Он считал, что будущей красавице он нужнее, чем ему. За её красоту и будущее он и воевал. Ему самому тогда было чуть более 25 лет…

.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий