Философия постмодерна: гиперреальность и симулякры.

Два вышеупомянутых термина являются ключевыми понятиями такого направления в философии, как постмодернизм. Многие представители философской мысли ХХ века говорили о потере связи между людьми и реальностью и появлении вследствие этого так называемой «гиперреальности», являющейся лишь имитацией и симуляцией окружающей нас действительности. «Населяют» эту гиперреальность симулякры — копии, на самом деле не имеющие оригинала.

Жан Бодрийяр, благодаря которому термин «симулякр» получил широкую известность, приводил пример знаменитого парка аттракционов: «Диснейленд существует для того, чтобы скрыть, что Диснейлендом на самом деле является «реальная» страна — вся «реальная» Америка.»

Предлагаем ознакомиться с работами Жана Бодрийяра, Жиля Делёза и Жоржа Батая, философов, стоящих у истоков постмодернизма, и изучить понятия гиперреальности и симулякров.

Гиперреальность в искусстве

Очень выразительно воздействие гиперреальности на сознание человека показывают в своих произведениях Ч. Поланик и Б. И. Эллис. Современный человек живет в гиперреальности знаков, созданной масс-медиа: рекламных знаков, имён поп-звёзд или спортсменов. И в «Американском психопате», и в «Бойцовском клубе» рекламные знаки играют роль социально-культурной среды для героев, это те эстетические и ментальные элементы, которые создают гиперреальность современной действительности. Так, Элис нарочито уплотняет количество рекламных знаков, чтобы подчеркнуть то ментальное пространство, в котором находится герой его романа «Американский психопат»: «Я ставлю наземь дипломат Bottega Veneta и подношу к лицу палец. Палец оказывается красным, мокрым от крови. Сунув руку в свой плащ от Hugo Boss и вынув носовой платок Polo, я вытираю кровь, кивком благодарю продавца, надеваю темные авиаторские очки Wayfarer и ухожу…». Всё вышеописанное говорит об абсолютной скуке бытия и испытываемой к нему полной апатии. Чтобы побороть скуку, Т. Дердон (герой «Бойцовского клуба») приходит к состоянию раздвоения своей личности, а П. Бэйтман (герой «Американского психопата») становится в высшей степени жесток.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий