Похитители трупов в Великобритании
Научный прогресс в богатой и развитой Великобритании XVIII века стремительно рвался вперед. Правда, операции проводились без наркоза, в условиях, далеких от стерильных, и смерть от болевого шока и кровопотери была обычным делом. Поэтому врачам нужно было знать устройство человеческого тела настолько хорошо, чтобы сократить время операции до минимума. А для этого была необходим опыт, который могло дать только вскрытие.
Дела с этим обстояли не просто. Легально получить свежий труп врач мог только если тело казненного преступника не было востребовано родственниками. Положение немного улучшил принятый в 1752 году «Акт об убийстве», который позволял заменять выставление трупа казненного на всеобщее обозрение его препарированием. Вскрытие в сознании людей той эпохи считалось немыслимым делом и ужасной посмертной участью.
Но и этого оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить растущие аппетиты анатомических театров и частных лабораторий. Тогда-то ушлые люди поняли, что торговля трупами и их частями может стать настоящей золотой жилой.
Фактически, похищение трупов не было преступлением. Это осуждалось общественным мнением, но юридически мертвецы никому не принадлежали, а значит их мог забрать любой. Тем не менее на кладбищах появились ночные сторожа, нередко вооруженные, строились наблюдательные вышки, состоятельные люди хоронили своих умерших в склепах, накрывали могилы неподъемными каменными плитами или оснащали их крепкими железные решетками. Нередко гробы делались из металла и оснащались замками, а на подступах к могилам устанавливались многочисленные ловушки.
Сами ученые, нуждавшиеся в трупном материале, также нередко становились объектами нападок. Случаи, когда на врачей, пытавшихся уносить трупы преступников с места казни, нападала разъяренная толпа, были нередки.
У похитителей тел были свои уловки и даже определенный кодекс чести. Так, например, раскапывать могилу следовало только деревянными лопатами, которые производили меньше шума. Выкопанного покойника раздевали, а все вещи возвращали в могилу. Считалось, что за похищение голого трупа никакого наказания не последует, так как он, в отличие от вещей, никому не принадлежит.
Размах этого бизнеса стал настолько широк, что свежих трупов уже не хватало для всех групп похитителей. С одного только кладбища Буллиз-Акр в Дублине за год выкапывалось до двух тысяч мертвецов. Между группами гробокопателей случались стычки, передел сфер влияния на кладбищах и прочие сопутствующие разборкам между преступными группировками события. Тогда-то и появилась идея о том, что в условиях дефицита мертвого товара нужно производить его самим из живого материала, которого полным-полно на улицах.
Практика убийства с целью продажи трупа ученым получила в криминалистике название «анатомического убийства». И самыми популярными анатомическими убийцами стали Уильям Бёрк и Уильям Хэр. Эти ирландские эмигранты действовали в Эдинбурге с 1827 по 1831 годы, убив и продав 16 человек. Способ убийства получил название по имени главаря — бёркинг, заключавшийся в удушении путем сдавливания грудной клетки жертвы. Итогом стали вполне ожидаемый арест и казнь Уильяма Бёрка, тело которого по иронии судьбы после смерти отправилось прямо на стол к анатому. Хэр смог избежать виселицы, заключив сделку с правосудием и дав показания против своего подельника.
Суд на Берком не только не положил конец «анатомическим убийствам», но, напротив, надоумил заняться тем же бизнесом других. Компания состоявшая из Джона Бишопа, Томаса Уильямса, Майкла Шилдса и Джеймса Мэя, до того 12 лет промышлявшая обычным похищением тел, решила сама поставлять трупы анатомам, минуя кладбища. Главными их жертвами становились женщины, в том числе беременные, и дети — именно за них анатомы платили щедрее всего, так как в основном на их стол попадали взрослые мужчины. Карьера этой группировки также была недолгой: всех членов повесили за четыре доказанных убийства, а тела их были доставлены в ближайший университет для вскрытия.
Когда британские власти поняли, что торговля трупами принимает нешуточные обороты, была предпринята попытка легализовать способы получения анатомического материала медицинскими учреждениями. «Анатомический акт» 1832 года предписывал передавать ученым все неопознанные трупы, а также людей, умерших в работных домах. Кроме того, документ ужесточал надзор за лабораториями и анатомическими театрами: появились специальные инспекторы, которые тщательно проверяли происхождение и легальность получения каждого трупа.
Больницы и университеты также начали заключать договора с бедняками, которые в обмен на бесплатное лечение после смерти отписывали свои тела науке. Кроме того, врачи едва ли не оптом приобретали тела у начальников тюрем и работных домов, по цене 5 фунтов за тело. Это было меньше, чем просили гробокопатели, и последние в итоге попросту остались без работы.