Мифологическое мировоззрение.

Мифологическое отношение к миру выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах и т.п.). Миф и обряд в архаических культурах составляли известную целостность (мировоззренческую, функциональную, структурную), являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, «теоретический» и «практический». Еще на ранних стадиях развития мифология соединяется с религиозно-мистическими обрядами и становится существенной частью религиозных верований. Будучи нерасчлененным, синтетическим единством, мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм искусства, что осложняет задачу размежевания мифологии и близких к ней по жанру и времени возникновения форм словесного творчества: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания. Мифологическая основа прослеживается и в более позднем, «классическом» эпосе. Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной литература.

После окончательного выделения из мифологии различные формы общественного сознания продолжали пользоваться мифом как своим «языком», расширяя и по-новому толкуя мифологические символы. В 20 в., напр., наблюдается сознательное обращение к мифологии писателей различных направлений: в творчестве Дж.Джойса, Ф.Кафки, Т.Манна, Г.Маркеса, Ж.Жироду, Ж.Кокто, Ж.Ануя и др. происходит как переосмысление различных мифологических традиций, так и непосредственное «мифологизирование».

Некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной логикой. При определенных условиях массовое сознание может служить почвой для распространения «социального» («политического») мифа. Так, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманскую языческую мифологию и одновременно сам создавал разнообразные мифы – расовый и др. В целом, однако, мифология как ступень общественного сознания исторически изжила себя.

1. Голосовкер Я.Э. — Избранное. Логика мифа.-2010

«Яков Голосовкер (1890—1967) — известный филолог, философ и переводчик. Его отличает мощное тяготение к двум культурным эпохам: Элладе и немецкому романтизму. Именно в них он видел осязаемое воплощение единства разума и воображения. Поиск их нового синтеза предопределил направленность его философского творчества, круг развитых им идей. Мысли Голосовкера о культуре, о природе культуры вписываются в контекст философских исканий в Европе в XX веке. Его мысль о естественном происхождении культуры как способности непосредственно понимать и создавать смыслы, о том, что культура «эмбрионально создана самой природой» представляет интерес для современного исследователя.

Философские и теоретические идеи известного русского мыслителя XX века Голосовкера приобретают особое звучание в современном научном дискурсе. В том вошли следующие работы: «Имагинативный Абсолют», «Достоевский и Кант», «Миф моей жизни» и др., а также статьи А. П. Каждана, Н. И. Конрада, С. О. Шмидта, Е. Б. Рашковского и М. А. Сиверцева о Голосовкере.

Издание работ Якова Голосовкера — известного специалиста по античной литературе, мифологии, писателя, одного из образованнейших и глубоких мыслителей нашего времени — представляется своевременным и необходимым. Перед нами интересная и умная книга, которая будет с радостью воспринята всеми, кому дорога русская культура и культура вообще.»

2. Фрейденберг О.М. — Миф и литература древности.-1996

В книгу филолога-классика, профессора ЛГУ О.М. Фрейденберг (1890 — 1955) «Миф и литература древности» включены три работы — «Введение в теорию античного фольклора. Лекции», «Образ и понятие», «Въезд в Иерусалим на осле». В первом издании труды О.М. Фрейденберг публиковались в сокращении, со значительными купюрами, а местами — в изложении. Во втором издании полные тексты сопровождаются переработанным комментарием, библиографией и описанием архива и новым послесловием.

3. Хюбнер К.- Истина мифа.-1996

Что такое миф, в каких отношениях он находится с религией, философией, наукой, искусством, политикой. Умер ли миф с переходом человечества к другим формам мышления, или он продолжает жить и сегодня, несмотря на господство научного миропонимания, пронизывая все сферы человеческого существования
Ответы на эти, отнюдь не простые, вопросы дает в настоящей книге известный современный немецкий философ Курт Хюбнер. Можно соглашаться или не соглашаться с выводами автора, но это не снижает интереса, с каким читается его исследование.
Рассчитана на читателей, интересующихся проблемами философии, религии, науки, искусства.

4. Кайуа Р. — Миф и челловек.Человек и сакральное.-2003

Настоящее издание — первая на русском языке книга французского антрополога, писателя и эссеиста Роже Кайуа (1913-1978), исследовавшего структуры воображения, массовые представления и ритуальные практики, возводя их к первичным константам человеческого и даже животного поведения.
В настоящий сборник вошли ключевые работы Роже Кайуа «Миф и человек» и «Человек и сакральное». Книга будет интересна не только специалистам-гуманитариям, но и широкому кругу читателей.

5. Элиаде М. — Аспекты мифа.-2010

Мирча Элиаде — один из самых популярных культурологов современности. Его книги, посвященные различным аспектам примитивной культуры, обрядности, современному бытованию мифа, архетипическим составляющим сознания современного человека, хорошо известны российскому читателю.
Предлагаемая книга является изложением основных теоретических взглядов одного из крупнейших культурологов современности, касающихся проблем архаической культуры и мифологического мышления, которые являются, по мнению автора, архетипическими основаниями сознания современного человека.

6. Элиаде М. — Космос и история.-1987

Автор предлагаемого читателю сборника работ — видный ученый, занимающийся вопросами теории мифа, историей религии, методологии религиоведения.

В сборник вошли работы: «Миф о вечном возвращении (Архетипы и повторения)», «Шаманизм и космология», «Параллельно существующие мифы, символы и обряды», «Пролегомены религиозного дуализма: диады и противоположности».
Содержит очерк о жизни и творчестве Мирча Элиаде Н.Я. Дарагана, послесловие В.А. Чаликовой.

7. Элиаде М. — Ностальгия по истокам.-2006

Элиаде размышляет о связи человека и космоса, о причастности человека к космическим процессам. Неслучаен его интерес к мифам. Миф в современном обществе не равнозначен мифу в обществах «традиционных». Что-то от прежнего мифологического мировосприятия утрачивается безвозвратно. Многие современные мыслители считают, что беды и кризисы нашего времени объясняются как раз отсутствием мифологического видения.

Мирча Элиаде уверен — миф не подвластен течению календарного, профанного времени, он существует в ином временном измерении, измерении сакрального.

8. Элиаде М. — Избранные сочинения. Миф о вечном возвращении.-2000

В предлагаемом томе трудов М. Элиаде собраны три работы, объединенные общей темой. Во многом перекликаясь с проблематикой предыдущих книг, «Миф о вечном возвращении» говорит об архаическом восприятии времени как ряда повторяющихся больших и малых циклов, отмеченных сакральными событиями сотворения, гибели и возрождения Мира. С архетипом Времени связаны космогонические представления, включающие восприятие пространства как структурно размеченного целого с выделенным в нем Центром. Циклическому времени мифа противостоит время историческое и возникающие вместе с ним проблемы судьбы, личности, веры, названные автором «ужасом истории».

Образы Мира и Центра, Времени и Истории, ритуалы «сожжения времени» и «вязания узлов» рассматриваются в работе «Образы и символы» в основном на материале Древнего Востока. «Священное и мирское» продолжает и отчасти обобщает обе эти темы.

9. Леви-Стросс К. — Структурная антропология.-1985

Эта книга из числа тех, которые, будучи написанными талантливыми и разносторонне образованными людьми, вызывают широкий резонанс и интерес далеко за пределами того научного направления, в русле которого созданы. Произведение известного этнографа и философа Клода Леви-Строса изучают и анализируют не только коллеги по цеху, но и социологи, лингвисты, психологи, литературоведы. Его имя ставят в один ряд с такими выдающимися мыслителями, как Фрейд, Камю, Хомской, и относят к ряду «властителен дум современности». Он популярен не только в научных кругах, но и в мире искусства.
Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук, преподавателей и студентов высших учебных заведении, всех, интересующихся вопросами человекознания.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий