Неделя путешествия по осеннему Сахалину.

Я прибыла в Холмск в полночь на пароме, до Южно-Сахалинска, где я остановилась у старых питерских знакомых, меня довезли барды, с которыми мы познакомились еще в Ванино.
На следующий день по югу острова объявили штормовое предупреждение из-за идущего из Японии тайфуна. Пришлось быстро менять планы, я сразу двинулась на север острова. Удивительно красивая трасса вдоль берега штормящего моря, зеленые горы в туманной пелене, сильный дождь и шквальный ветер. Почему-то всю дорогу не могу отделаться от мысли, что здесь должны водиться драконы. По пути заезжаю во Взморье, где сохранились тории, врата в синтоистский храм. Раньше вся южная часть Сахалина принадлежала Японии, здесь до сих пор сохранилось много японских строений. На ночь остановилась в Тымовском, небольшом городке, у подруги друга моего знакомого, жившего раньше в этом городе. Вечер проходит за уютными разговорами и чаепитиями.
Простуда, начавшаяся еще с Хабаровска, начала проходить, но с утра у меня вдруг исчез голос. Говорить весь день могла только шепотом, да и то с переменным успехом. Волею случая в этот же день в Тымовском оказался заочно знакомый путешественник из Харькова, мы отправились вместе в Александровск-Сахалинский. Разрекламированный местными музей Чехова оказался закрыт на выходной, так что мы сразу направились к морю. Кладбище кораблей, знаменитые скалы «три брата» и «три сестры». Попали в прилив, пришлось пробираться к туннелю в мысу, построенному каторжниками, и старому закрытому маяку, карабкаясь по скользким и обрывистым скалам, уворачиваясь от сильных волн. Очень впечатлили огромные окаменевшие ракушки в скалах, которым должно быть десяток миллионов лет. Древность совсем рядом. А вокруг ярко-зеленые холмы, волнующееся море и ветер, сносящий с ног. Безграничный простор. Обратный путь проделали уже под дождем. Около двух часов ждали попутных машин, и опять остановились на ночь в Тымовском. Утром пришло время прощаться. Приютившая нас Ира отправляется на работу, Костя на юг, а я на север острова, в Оху.
Многие пугали этим отдаленным городом, никого не волнует, что я ехала сюда тысячи километров, по их мнению, последние 300 километров — верх безрассудства. Размытые дождями грунтовые, глиняные и песчаные дороги. С движением на север машин все меньше, становится холоднее, деревья все ниже, начинается зона, схожая с тундрой. Многие названия на языке местных народностей. К вечеру я спокойно добираюсь до Охи и останавливаюсь на ночь по каучсерфингу. Отдых, ужин и разговоры с местной женщиной и ее мамой. Впервые вижу, чтобы пожилая женщина так искренне восхищалась одиночными путешествиями автостопом.
Каша с морошкой и русские блины на завтрак, и снова время прощаться. С утра, не переставая, с неба сыпется водяная пыль, время от времени переходящая в сильный ливень, дует сильный ветер. Поездка в порт Москальво и поход к морю в такую погоду бессмысленны. Пол дня гуляю по Охе: благоустроенный и уютный центр переходит в районы с советской застройкой, спроектированной не иначе, как сумрачным гением тех годов, а та в свою очередь в разномастный частный сектор, обнаруживаются и признаки культуры, со стен домой смотрят портреты писателей и поэтов с цитатами из их произведений. В обед, не дождавшись изменения погоды, покидаю город, возвращаясь на юг. С автостопом везет, погода налаживается, чувствуется приближение золотой осени: из-за облаков выглядывает теплое солнце, деревья начинают желтеть, дорогу изредка перебегают пушистые рыжие лисы.
На ночь я снова остановилась в Тымовском. Мне оставили ключи от квартиры, так что у меня было уникальное время отдохнуть и побыть наедине с собой. Утром впервые за долгое время встаю без будильника, все равно просыпаюсь рано, несмотря на поздний отбой, но выезжаю только к обеду. Проезжала по этой дороге всего несколько дней назад, а все уже выглядит совсем иначе: деревья стали приобретать осенние краски, Охотское море ярко-голубое и очень тихое. На пол пути остановился микроавтобус, забитый хлебобулочными и кондитерскими изделиями, таджики за рулем сразу начали угощать меня всеми этими сладостями. Остановилась в Южно-Сахалинске у тех же знакомых, где мы еще до полуночи перебирали вместе ягоды.
Утром я отправилась в Стародубское, где местные видели нерп. За поселком действительно обнаружилось их лежбище. Одни из самых милых животных, что мне доводилось видеть. Они лежат на скалах в море, толстые и лоснящиеся, с внимательными глазками-бусинками, изредка лениво переворачиваются и ворчат друга на друга. По отливу удалось подойти достаточно близко, пока меня не заметили. Охотское море здесь оказалось совсем не холодным. Провела у моря пару часов, загорая и наблюдая за нерпами, и отправилась дальше.
Мне снова повезло с попутной машиной, семья из Южного ехала на противоположное побережье в Ильинское, после чего они решили за компанию съездить со мной и в соседнее Томари. По пути пообедали в каком-то магическом киоске с шаурмой во Взморье, где останавливаются все машины. Проезжала это место уже трижды, ни разу не удалось проехать мимо. Погуляли у моря в Ильинском, посетили развалины японского храма в Томари, проехались по живописной грунтовой дороге вдоль Татарского пролива, встретили яркий закат на главной площади в Холмске и вместе вернулись в Южно-Сахалинск. Постепенно я начала влюбляться в остров.
Рано утром отправилась гулять по центру Южно-Сахалинска. Днем посетила портовый город Корсаков и огромный завод по сжижению газа в Пригородном, после провела час наедине с собой в Охотском на берегу, забитом рыбаками, к счастью, не проявляющими ко мне особого интереса. Ледяное бирюзовое море, яркое солнце и свежий воздух. А уже вечером я поехала в Холмск к вечернему парому, на котором отправилась обратно на материк.
Сахалин очень впечатлил. Тут невероятно красивая природа. Автостоп весьма хорош, люди отзывчивые, но не слишком разговорчивые, при этом все весьма доброжелательны и открыты. Многие очень удивляются, как меня сюда занесло, не редко восхищаются подобными путешествиями. Меня часто пугали многочисленными медведями и бандитами, но мне они не встречались.
Цены на острове выше материковых. Леворульные машины — редкость. В южной части острова много корейцев и метисов, оставшихся после войны с японцами. Как ни странно, иммигрантов из стран бывшего Советского Союза здесь тоже не мало, несмотря на отдаленность. На севере живут малочисленные народности. Основной деятельностью на острове является добыча рыбы, так что жизнь людей во всем зависит от моря. Государство запрещает ловлю рыбы, но большинство это не останавливает. Так же здесь добывают газ и нефть.
Стоит обязательно однажды посетить Сахалин!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий