Практически любая культура казуализируется с приходом в неё торгашей и людей, культуры не чувствующих.

Аноним
Здравствуй, читатель. Если ты наткнулся на эту подстатью раньше, чем на основную, настоятельно рекомендую прочитать последнюю для понимания картины в целом. Обе статьи являются частью оригинального исследования, информация может (и должна) постоянно обновляться.

Начиная писать эту статью, я задался двумя целями:

Как можно более подробно описать историю развития (пост-, мета-)ироничного сообщества ВК.
Наиболее точно сформулировать понятие «пост-ирония» для русскоязычного сообщества ВК, т.к. это понимание выходит за общепринятые рамки.
Для начала, стоит ввести понятия, которыми я буду оперировать на протяжении всей статьи:

Ирония — сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу.
Пост-ирония (постирония, контрирония, противоирония) — это состояние, в котором границы серьезности и иронии оказываются размытыми. Как правило, пост-ирония уходит в сферу эстетического нигилизма, используя скевоморфизм.
Мета-ирония — состояние, при котором сама ирония является объектом иронизирования. Теперь можно перейти к решению первой задачи. Ниже представлен таймлайн, описывающий развитие пост-мета-ироничного сообщества.

Как видите (Рисунок 1), таймлайн разбит на две части. Верхняя отражает краткую историю пост-мета-ироничного сообщества в англоязычной среде, нижняя — более конкретно в русскоязычной среде ВК. Конечно, писать о той среде, в которой сам варился, но без рассказа о событиях на 4chan и Фейсбуке был бы неполным. Итак, начнём.

Развитие пост-мета-иронии в англоязычной среде.

В данном сегменте нужно быть максимально осторожным с формулировками, ибо, как я уже говорил, в этой среде я плаваю где-то на поверхности, не зарываясь глубоко. Информацию брал, в основном, с KYM, так как Драматике не особо не доверяю (lulz>facts, все дела).
Наиболее заметными линиями событий в данном сегменте являются ветка 4chan (салатовая) и ветка Facebook (синяя). На просторе первой ветки я посчитал нужным отметить лишь одно событие, впоследствии сильно повлиявшее на развитие англоязычной мем-культуры в целом. Этим событием стало открытие доски 1 апреля 2013 года. Доска практически сразу стала рассадником щитпоста (для которого и была создана) и, одновременно с этим, обителью ироничного контента, выйдя за установленные рамки и начав использовать контент, который не считался меметичным раннее.
Перейдём к ветви Фейсбука, где особенно интересен его пост-ироничный сегмент. Он начал зарождаться примерно 2008-2009 году, и уже тогда существовало по меньшей мере семь страниц, контент которых подходил под описание «пост-ироничный» (в те времена даже в зарубежном Интеренете не знали умных слов и называли такой контент просто «странным»). Большинство этих страниц поначалу были чем-то вроде тамблер-блогов, распространяющих картинки, не созданные администраторами или членами сообщества. Но вскоре всё стало меняться, контент стал приобретать оригинальный (а в некоторых группах — тематический) характер.
Подобные страницы набирали всё большую популярность, и это не могло остаться незамеченным. Ими заинтересовалось агентство «Daily Dot» (аналог российского TJ в англоязычном интернете), один из журналистов которого и ввёл понятие «Weird Facebook» в своей статье в июле 2014 года (2a-левая часть). Этим дело не ограничилось, и термин был закреплён пусть шуточной, но статьёй на сайте группы «Best Stories Online», написанной в октябре 2015 года.
С лета 2016 года по настоящее время продолжается борьба данного сегмента Фейсбука против администрации данной соцсети. Эта борьба стала реакцией на необоснованные блокирования некоторых сообществ без предупреждения (2a-правая часть). Логичным продолжением этого конфликта стали #FreeTheMemes-протест (2b), подача петиции о пересмотре политики цензурирования контента (2b) и так называемый #Zuxit, проходивший с 28 по 31 сентября 2016 года(2d).

Рассказывая о подобных сообществах, нельзя обойтись без примеров. Перейдя по ссылкам, вы сможете ознакомиться о представлениях «странности» и «пост-ироничности» в англоязычном Интернете:

Развитие пост-мета-ироничности в русскоязычной среде.

В среде Рунета наибольшую распространённость и проработанность ироничный контент и его производные получили в среде ВК. В имиджборд-среде осуществить «прорыв», подобный /s4s/, не удалось по понятым причинам, поэтому рассказ будет идти об формациях внутри соцсети-монополиста.
Начать нужно с того, что понятие «пост-ирония» в российском мем-пространстве постоянно приобретало всё новые значения с течением времени. На 2017 год «постироничным» контентом большинство считает:
И «творчество» фотошоперов из Одноклассников (ветка «Пионеры постиронии»);
И переработка рейдж-комиксов от «ржу» (ветка «Постирония и ретроградство»);
И стикер-комиксы вместе с лобстер-картинками, тематическими картинками и концентрированным щитпостом (ветки «Стагнация постиронии» и «Постржака»);
И даже определённый контент раковых пабликов (ветки «Старый форч», «Переход…» и «FB-like контент»).
Короче говоря, в понимании простого обывателя слово «пост-ирония» означает примерно следующее:

Пост-ирония — это абсолютно любой контент, на который можно посмотреть под другим углом таким образом, что он наконец станет смешным, несмотря на собственную убогость и бесполезность для Интернет-сообщества.
Примером «пост-ироничного» контента такого толка является, кхм, «творчество» (буду придерживаться хоть какой-то нейтральности, я же статью пишу, а не гневный отзыв) «собачьего» и «котячьего андерграунда», «3d ржекича» и прочих пабликов с «пост-ироничными» картинками.
ЗАБАВНО, не так ли
Но не будем так сильно заострять внимание на поделках, имеющих почти нулевую культурную ценность, ибо к ним мы ещё возвратимся впоследствии. А пока вернёмся в 2013 год, когда уже сформировалось направление т.н. «высмеивающих пабликов» для небыдла. Если вам невдомёк, что это такое, посетите следующие паблики: раз, два, три, четыре, пять. Подобная атмосфера процветает и поныне в паблике, который и стал распространителем «пост-иронии» на территории Интернета. Основан он был примерно в мае 2014 года (событие 3), и уже тогда был удостоен статьи на TJournal, а через некоторое время — и на Medialeaks, да ещё пары абзацев на Лурке. Разумеется, постироничность в свой контент создатели привносили ненамеренно — их посты скорее напоминали лёгкую сатиру над низкокачественностью контента мира Одноклассников. Но уже на том этапе зарождалось то самое расширение понятия, о котором тогдашняя андерграунд-культура и не слышала (см. пункт 1).

Говоря о направлениях, сформировавших современное понимание термина «пост-ирония» в Рунете, нельзя не упомянуть ветку старого форча (самый первый форч был забанен где-то в 2014 году), предположительно, основанного летом 2012 года после вышеупомянутого события, кардинально изменившего впоследствии не только имиджборд-среду, но и весь Рунет. А поскольку ВК-среда является его частью, изменения коснулись и пабликосферы*. В частности, буквально за пару лет быдловатый контент пабликов-миллионников подвергся невиданной маргинализации.
*Но значение Великого Разлива Мочи для просторов ВК не стоит переоценивать, ибо популяризация бордокультуры на просторах вконтактика происходила ещё с 2010 (примеры — «Вконтаба» и «Свободный Ракочан»). Разлив же лишь послужил крупнейшей пиковой точкой (но не единственной. Вспомните, например, обзор Мэддисона на Сосач, вышедший в 2011 году. — Прим.
В ту пору шутить можно было над всем — над религией, межэтническими отношениями, политикой и пр. и пр. Подавались же подобные картинки в самом разном виде, будь то рейдж-комиксы или просто картинки с подписями вида «когда…». (Картинка как пример — Рисунок 3)
Можно спросить: а в чём, собственно, заслуга этих раковых картинок Собственно, в том, что я описал выше: маргинальный юмор приобрёл массовость, появились первые клише, а направление рейдж-комиксов приобрело новые сюжета, полные гротеска и жестокости, а порой — и иронии.
Эта картинка — яркий пример вложения новых смыслов в казалось бы, безобидную изначально картинку.
Разумеется, течение старого форча не могло сохранять должную популярность в сообществах-миллионниках, и постепенно их контент вернулся к первоначальному состоянию, изменившись незначительно. Но оно не могло не оставить след на андерграунд-культуры. У форча появлялись паблики-подражатели, создававшие маргинальные комиксы, подобные первоначальным. Именно эти паблики и создавали фундамент для мощной ветки, влияние которой трудно переоценить — ветки «Постиронии и стагнации». Крупнейший и самый влиятельный её представитель — «ржу» — был основан в январе 2015 года (событие 5). Их контент представлял собой всевозможные сюжеты, выполненные в антураже рейдж-комиксов. Порой они изобиловали иронией и, не побоюсь этого слова, аморальностью, присущей комиксам уже ушедшей эпохи. Но «ржу» не только эксплуатировали созданное для них, но и создавали свои собственные мемы и клише (например, «vfvf flvbyf»), впоследствии сыгравшие с пабликом злую шутку.
Но постился не только оригинальный контент, а просто тупые картики, над которыми можно посмеяться из-за их несуразности или тупости.
К сожалению, всё хорошее имеет свойство кончаться. Недолгий век славы «ржу» завершился примерно в октябре-ноябре 2016 года (событие 7), и его окончание связано как с паразитированием на вышеупомянутых мемах и клише, так и с ленью админов, что не в последнюю очередь сыграло роль в обеднении оригинального контента.
Но не стоит забывать про заслуги «ржу», благодаря которому появилось распространённое и по сей день направление — стикер-комиксы. Одним из первых и самым популярным пабликом на этом поприще стали «блядские фруктовощи». Со слов создателя, он «был основан в январе-феврале 2017 года (событие 8) и поначалу набирал по тысяче подписчиков в день». Отличительной особенностью стикер-комиксов являлось использование стикеров из наборов ВК и агрессивность контента. Эта агрессивность обуславливалась ярой эксплуатацией старых мемов из «ржу» и клише лобстер-мемов («украинский» язык в картинках, нарочито неправильное написание слов, обилие ненужных «звёздочек» в словах и пр.), а также насаживанием собственных (вспомните хотя бы «справедливо» и «ну а хули нам пацанам», которые порой появлялись практически под каждым постом почти в любом паблике). Разумеется, вскоре появились паблики-подражатели примерно такого же наполнения и качества.
Параллельно с этим, в ветке развивалось, пожалуй, самое омерзительное направление, бесспорно заслужившее ненависть со стороны многих людей (всё-таки, не удержался от субъективной оценки). Это так называемые «лобстер-мемы», т.е. картинки с подписями шрифтом Lobster. Со слов поддержки ВК (см. скриншот), шрифт был добавлен в фоторедактор более 5 лет назад, но его стали массово применять в производстве контента лишь в конце 2014 — начале 2015 гг. Крупнейший и самый известный паблик подобной направленности — мемы про котов (по ржать). Он был основан 6 июня 2015 года, и на данный момент собрал под своим крылом более 55 тысяч подписчиков. Их контент, пожалуй, был самым простым в плане создания. Согласитесь, взять любую картинку с котом и прицепить к ней надпись в фоторедакторе, всячески издеваясь над языком и используя соответствующие клише (о них выше), не так уж и сложно.

Именно простота создания подобных «мэмов» и жажда наживы/славы привела к созданию сотен, если не тысяч, подобных, не побоюсь этого слова, ПАРАШ (события 8, 10), админы и подписчики которых борятся за звание самых отбитых в плохом смысле этого слова. Ярчайшие примеры — админы и подписчики «бреда ебаного» (контент конкретно этого паблика — концентрированный щитпост), «котячего» и «собачьего андерграунда», «3d ржекич» (тут создатели отличились ОрИгИнАлЬнОсТьЮ, клепая те же самые картинки, но в пейнте и с другим шрифтом) и ещё очень многих пабликов, которые я перечислять не стану. Фактически, с собственным направлением они сделали то же самое, что и «ржу» со своим — утопили его в старых мемах и клише («чечьня круто», etc.), превратив в пресную клоаку, существующую лишь для добычи денег, но притом претендующую на высокое звание «прародительницы постиронии».
Конечно, последний тезис относится не ко всем подобным пабликам, но большинство стремится подчеркнуть принадлежность к модному нынче направлению, имя которому «пост-ирония». Причём это касается не только вышеописанных пабликов со смешными картинками. Словом «пост-ирония» свой контент обозвала и администрация паблика «абстрактные мемы для элиты всех сортов» вот в этом интервью.
Кстати, после этого интервью также началась экспансия анархо-движений в андерграунд-культуру, но не суть.
А секрет прост: Конвей просто не знал, как обозвать свой паблик. Он тематический, но суть не в этом и даже не в самом амдэвсе. Суть заключается в том, что термин постепенно популяризируется, причём с пугающей скоростью. Им уже вовсю пользуются «винишки» и прочий скам (нет-нет, амдэвс высмеивал эту субкультуру, а не культивировал её), а после последнего Версуса термин оверюзает чуть ли не каждый второй, за что огромное «спасибо» победителю. Его, как говорится, не судят. Популяризацией не термина, но картинок производства «ржу», «фруктовощей», «мемов про котов» и им подобных пабликов с 2017 года занялись и миллионники (событие 9; пример — форч, в настоящее время постящий контент, подобный контенту мемпейджей фейсбука), так что делать предположения о будущем направления не имеет смысла.

Последние четыре абзаца я описывал одну крупную ветку, включающую в себя сразу несколько микронаправлений. Надеюсь, теперь вы понимаете, почему она была названа «Стагнация постиронии», а не «Продолжение развития».
Осталась лишь одна ветка, обозначенная бледно-красным цветом на всём протяжении таймлайна. Может возикнуть резонный вопрос: когда же это направление приобретёт популярность Ответ прост: никогда, ибо направления «Постржака» как такового не существует, само слово служит сокращением от «Как правило, маленькие группы с локальными мемами и лютым щитпостингом (или мета-иронией, вопрос лишь в том, как на это посмотреть)». Примеры — «анти а», «фанклуб пса-уёбка», 0rρb13םк», «sdohixer». Пока что единственным успешным выходцем из этого направления является «а», отчасти использующий контент «Стагнации».

Пожалуй, это всё, что можно сказать о развитии пост-мета-ироничного сообщества ВК на конец 2017 года. Если у вас есть какие-то дополнения или возражения к статье/графику, то напишите. #пост_ирония #луркопаб #lm

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий