Автор статьи: носко

ГЭРИ СНАЙДЕР

Снайдер родился в 1930 году, в Сан-Франциско. Когда мальчику было два года, семья, в период Великой Депрессии, переезжает в сельскую местность и занимается натуральным хозяйством: держит кур, коров, ухаживает за садом. Видимо, такая, близкая к истокам, жизнь, заложила в маленьком Гэри зачатки экологического защитника. Отец Гэри был фермером и разводил молочный скот, а кроме того, организовал профсоюзный комитет, в рамках которого проводил встречи для безработных. Впоследствии Гэри будет гордиться своим «рабочим» прошлым и сохранит аскетичность, присущую трудовому классу, на всю оставшуюся жизнь. В общем-то, гордится трудовым прошлым он неспроста: в молодости Снайдер успел поработать и на лесозаготовительных лагерях, пуститься в плаванье на корабле, быть на подхвате на съемочной площадке, егерем на Тихоокеанском Северо-Западе…
Гэри учится в колледже Рид, где изучает культуру коренных американцев, а после окончания поступает в Беркли на факультет востоковедения. С этого момента начинается дружба Снайдера и одного из старейшин поэтической сцены, Кеннета Рексрота. Благодаря общим интересам, оба творца сразу же сошлись. Снайдер как раз переводил стихи восточных поэтов, поэтому темы их разговоров варьировались от бесед о политической ситуации в СССР до рассуждений о классической японской поэзии. Позже Гэри скажет, что Рексрот был для него отличным наставником, «политиком, универсалистом и критическим мыслителем». Гинз-берг описал Г эри в момент знакомства так: «лаконичный, но милый, с маленькой бородкой, привлекательный блондин, ездит в Беркли на велосипеде в красном костюме и чрезвычайно интересуется индейцами. Хорошо пишет». Примечательно, что этот самый велосипед, на котором ездил Снайдер, видимо, так впечатлил бит-друзей, что они не раз упоминают о нем в своих рассказах.
В книге Керуака «Бродяги Дхармы» так же есть герой, прототипом которого и был Снайдер. Именно он помогает Керуаку подняться на вершину горы Маттерхорн-пик, которая находится в Иосемити. Гэри покорил свою первую вершину, будучи подростком, а вот на Джека, видимо, это восхождение произвело неизгладимое впечатление: обнимая Кэссиди, он плакал от восторга.Герои романа упоминают, что Джафи Райдер (списанный со Снайдера) был действительно сумасшедшим, употреблял наркотики, занимался гимнастикой и примешивал ко всему этому восточную философию — вот он, новый герой американской культуры! Но эта характеристика не понравилось Снайдеру, хотя, по словам Керуака, многие события были представлены в более мягком свете, чем на самом деле. Но к тому времени, как роман будет опубликован, Гэри уже уедет в Японию, будет готовиться в дзен-монахи и проведет в стране восходящего солнца 12 лет. В Киото Гэри знакомится с Джоан Кайгер, и в 1960 году они узаконивают свои отношения. Несмотря на то, что брак не был продолжительным, супруги смогли сохранить дружеские отношения, а самой Джоан Гэри даже посвятил небольшой цикл «Три стихотворения для Джоан».
С именем Гэри часто встречаются слова «буддизм», «экологическое движение» и т.п. Буддизм действительно оставил немалый след в жизни и творчестве Снайдера, причем об этом свидетельствуют и взгляды многих людей, лично знакомых с Гэри. Изучая на протяжении многих лет труды как древних монахов и поэтов, так и современную литературу, Снайдер приходит к особому буддийскому течению, выходящему из даосской традиции, которая очень тесно переплетается с jприродой, шаманизмом и ритуалами. По возвращению в США, Гэри стремится перенести полученные знания в повседневную жизнь, пытаясь вплести интеллектуальные достижения буддистов в канву обычной жизни — вне монашеского послушания. Для чего Чтобы суметь заглянуть вглубь себя, более плодотворно использовать возможности своего разума, концентрироваться на определенных задачах. Но все это — не через формирование уверенности в себе, в чем и отличие от многих психологических практик, а через внутреннее освобождение. Контроль. Самодисциплина. Чистота. Познание. Философия буддизма помогает Снайдеру видеть разум в природе и природу в разуме. Опять же, для чего К чему такие сложности По мнению Гэри, социум и экология находятся в тесной взаимосвязи, экологический кризис является следствием кризиса социального, а социальные иерархии — попытка доминировать над природой. «Дикая» же природа, в которой человек, отрываясь от привычного бытия, видит для себя что-то новое, способна дать более точное понятие своего места в мире.

Материал взят из Журнала «СВЯЗИ», выпуск 3 (прикреплен к посту).

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий