Враг, 2013.
Взяв по совету коллеги фильм в прокате, парень с удивлением замечает в одном из эпизодов актёра, который является почти точной его копией, разве что на пару лет моложе. Вскоре желание найти своего двойника превращается для парня в настоящую навязчивую идею. Длительные бесплодные поиски, в конце концов, становятся причиной странных мистических событий, постепенно погружающих парня в пучину наваждения…
P.S.
Данный текст рекомендуется читать после просмотра фильма «Враг» (Enemy, 2013 г.).
Всем привет! Сегодня мы будем препарировать «Врага» Дени Вильнёва. Ну-с, начнем!
Предположим что, главный герой страдает диссоциативным расстройством идентичности. Обычно при диагностике такого расстройства ссылаются на детскую психотравму, но в данном случае причина кроется в непереносимом внутриличностном конфликте.
Попробуем воссоздать образ главного героя до болезни: это женатый молодой человек, мечтающий об актерской карьере и ведущий разнузданный образ жизни (любовница, секс-вечеринки и т.п.). И вдруг, в один прекрасный момент он узнает, что его жена беременна. Чем это может обернуться для него С одной стороны, появление ребенка несет в себе дополнительную ответственность, прощание с беззаботной молодостью, свободой, а, возможно, даже и с мечтою. С другой стороны, гнетущее чувство вины мешает ему (физически) оставить беременную женщину. В конечном итоге, под напором противоречивых чувств и желаний его личность распадается на Адама и Энтони.
Адам Белл сбегает на съемную квартиру (слова матери в начале фильма: «Спасибо, что ты мне показал свою новую квартиру, но как ты можешь так жить»), устраивается учителем истории и заводит подружку Мэри, которая не требует серьезных отношений. Амнезируя события прошлой жизни, эта часть личности как бы выкристаллизовывается от всего лишнего (обмана, измен, несбыточной мечты). Так, на вопрос коллеги, любит ли он фильмы, Адам отвечает отрицательно. ( Коллега: «Ты смотришь фильмы в свободное время» Адам: «Я… Я не любитель… Я не очень люблю кино…»). От цельной личности остается только нелюбовь к чернике и связь с матерью. На первый взгляд кажется, что его жизнь — это сплошной «день сурка» (лекции — дом — Мэри), но он доволен ею.
Фактически он реализовал все свои стремления. Во-первых, он не безызвестный актер второго плана, а преподаватель, получающий внимание от своей основной публики — студентов. Во-вторых, он ведет активную половую жизнь и свободен от цепкой паутины семейного быта, которого так боится. Смог бы он добиться этого в прежней жизни Вряд ли! Амбиции Энтони не позволили бы стать учителем, а отношения с Хелен настолько запущены, что требуют титанических усилий для восстановления. Она не доверяет мужу, обыскивая его карманы и просматривая телефон. Тот самый «тотальный контроль», который ему удалось избежать и о котором он с таким упоением рассказывал учащимся.
Вторая личность — Энтони Клэр (Дэниэл Сент-Клер), дерзкий и импульсивный тусовщик в кожаной куртке, разъезжающий на мотоцикле. Его имя – это псевдоним, под которым герой когда-то играл второсортные роли. Хелен не привлекает его сексуально, он под любым предлогом стремится покинуть ее. Несмотря на то, что в актерском агентстве его не видели около шести месяцев, он постоянно отлучается по каким-то важным делам. Примечательно, что шесть месяцев протекает беременность Хелен, а возможно и столько же длится безумие и вторая жизнь главного героя.
Чтобы материализовать страх главного героя, режиссер вводит образ паучихи. Не самой Хелен боится герой, а ее материнства и тех метаморфоз, что происходят с ее телом. По Фрейду, паук – это символ разгневанной матери. Фильм также перекликается с биографией художницы Луиз Буржуа. В одном из кадров появляется ее ожившая скульптура «Maman». Буржуа сравнивала свою мать с умной и трудолюбивой паучихой, а самым травматическим воспоминанием ее детства были постоянные измены отца.
Таким образом, Хелен – разгневанная паучиха, плетущая паутину семейного бытия, откуда тщетно пытается выбраться Адам-Энтони.
Раскрывающими смысл фильма «Враг» становятся слова матери: «Меньше всего тебе нужны встречи со странными людьми в отелях. Хватит того, что ты не можешь ужиться с женщиной (Хелен). Ты мой единственный сын, у тебя хорошая работа (преподавание), неплохая квартира (их квартира с Хелен и правда хороша), и раз уж мы откровенны, пора уже перестать строить иллюзии насчет актерской карьеры». Мать пытается образумить его и вернуть в семью, а в это время над городом победоносно шествует Maman.
Мать главного героя – это гигантский паук, подобный скульптуре Луиз Буржуа, а беременная Хелен — маленький паучок.
Властная опекающая мать (обращается с ним как с ребенком, указывает, что делать; заставляет есть ненавистную чернику) и отсутствие связи с отцом – не тут ли кроются корни страха семейных взаимоотношений
Возврат к целостности личности приходит во время встречи в мотеле. Две противопоставленности сходятся и смотрят друг другу в глаза. Адам понимает, что ему придется вернутся к тому, от чего бежал. Он тщетно пытается ускользнуть от Энтони (Адам: «Это плохая идея, боюсь я сделал ошибку»), но тот вынуждает поменяться с ним местами.
При встрече Хелен видит изменения в поведении мужа, просит остаться. В момент их воссоединения, Энтони и Мэри погибают в автокатастрофе. Возможно автокатастрофа была метафорична, т.е. Адам осознает свою прошлую жизнь, бунтарский дух Энтони и либидозная энергия в виде Мэри угасают. Трещины бокового стекла перевернутой машины расползаются в виде паутины — паучиха победила, герой решает остаться в семье. Однако внутриличностный конфликт не решен и как говорил Адам студентам: «такая модель всегда повторяет себя в истории…»
Финальная сцена: Хелен принимает душ, а Адам, примеряя одежду, находит ключ от private-бара. Для него не секрет, пропуском в какой мир служит этот ключ. И он вновь поддается искушению. «Хелен, у тебя есть планы на вечер Мне сегодня нужно будет уйти» — говорит он жене, а в ответ слышит пронзительное паучье шипение. Лицо Адама преображается в недовольную мину Энтони. Можно предположить, что в этот момент жена вновь начинает его упрекать, но в его глазах она всего лишь брюхатый паук.