После Первой мировой войны судьба стран-участниц сложилась по разному: Франция восстановила свою гегемонию и до печального июня 1940 года обладала в континентальной Европе самой сильной армией, самым большим политическим весом и экономической составляющей

В отечественной российской историографии место и роль Австрийской державе Габсбургов уделено несправедливо мало внимания. Отчасти это перекрывается излишним германоцентризмом присущим нашим историкам. Прежде всего потому что с Германией воевали три раза. Первый раз в Семилетнюю, тогда ещё с прото-Германией королевством Пруссия, второй ПМВ, третий ВМВ. Две последние войны были слишком масштабные, отчасти даже трагические, с неясным финалом, когда и поражение плохо и победа не согревает сердце. С Австрией на поле брани наша держава столкнулась только один раз, в Первую мировую войну. Не учитывая споров из-за Галиции, больше причин для вражды и открытого противостояния между двумя империями не было. Это, конечно, не совсем так. Австрия всячески мешала нам проводить активную политику на Балканах, славянофильство, всё более набирающие обороты после Крымской войны, расценивалось Веной как скрытая русская угроза. А Дело Полковника Редля навсегда вошло в золотые анналы работы спецслужб.

Тем не менее в среде русских любителей истории, среди которых в лучшем случае есть студенты 1-3 курсов истфака, Австрия это нечто такое непонятное, смутное, знакомое по книжке Гашека, по изречению Суворова (не фейковое ли) «австрийцев только ленивый и не бивал». Иногда вспоминают Тилли и Валенштейна, но так как Австрия Тридцатилетнюю войну проиграла, то они престижа монархии не добавляют. Евгения Савойского вспоминают реже. Про Лаудона уже и не слыхали. Гениальный Радецкий остался в памяти нотами на бумаге. Зато вспоминают 1683 год, как доблестные ляхи нерадивых венцев спасли. Всё это в совокупности порождает искажённый образ Дунайской монархии. Слабой, отсталой, непонятно зачем существующей. Но дьявол, как известно, кроется в деталях.

Первая деталь, самая значимая. Гробовщик старой Европы, Наполеон сделал себе карьеру, имя и престиж в первую очередь благодаря победам над австрийской армией. Маренго, Ульм, Ваграм, Аустерлиц, раннее Итальянские кампании, Арколе, Риволи, всё это победы французского оружия над оружием австрийским. Если «австрийцев только ленивый не бивал», то почему французы по сей день неистово гордятся этими победами Сам Наполеон, после сражения при Асперне в мае 1809 года молвил «что кто не видел австрийцев под Асперном, тот войны вообще не знает». Франция разгромила с интервалом в десять-пятнадцать лет своего старого соперника и от сего феерического успеха сдуру попёрла в Россию. На тот момент после павшей Австрии, Российская империя выглядела совсем не страшной.

Деталь вторая, сражение при Садовой. Убедительная победа прусской армии над австрийской в борьбе за первенство в Германском Союзе. Про эту битву уже слышали все. По значимости она сопоставима с Седаном, а то и больше. Зато я уверен, что мало кто слышал о сражении у Ясмунда, между прусским флотом и датчанским. Неудивительно, кто такая Дания Другое дело побить Австрию, признанного регионального лидера. Ещё лет триста будут вспоминать сражение при Садовой, покуда жива Германия.

В обоих приведенных примерах Австрия проигрывающая сторона, зато они лучше триумфальных демонстрируют насколько была могущественна эта держава с очень большими аппетитами. Инициатором раздела Речи Посполитой выступала никто иной как Австрия. Тяжесть вины за войну Испанского наследства лежит на её совести. В Семилетней войне она фактически вынудила Пруссию нанести превентивный удар. Война с революционной Францией велась не столько как с гидрой революции и личной мести за Марию-Антуанету, а как удобный случай раз и навсегда убрать соперника. Первая мировая война в конце-концов тоже возникла по вине Австрии. Именно они выдвинули неприемлимые ультиматумы Сербии и первыми ввели войска на её территорию, прекрасно зная, что так просто этим дело не ограничится. Если вы не знали кто империя зла, то вот она! Может и вправду она заслуживала полного уничтожения.

С полным понимаем этого я столкнулся проводя вечера за Викторией от парадоксов. Игра не лишена изъяна, много там не доработано, но в целом суть, структуру, механизмы исторической эпохи прописаны чётко, дающие представление, а главное практику того как это всё происходило. Например, ты юный историк, задавал себе вопрос, а почему в 19 веке Франция не пыталась отвоевать Индию или хотя бы Канаду Ну так вот тебе игрушечка, пробуй. Естественно баланс сил такой какой был в реальной истории. Франция соперничает с Британией из-за колоний, если Пруссия объединяет Германию начинается вообще славная эпопея; Испания пугливо взирает на Францию; САСШ копит силы, чтобы в один прекрасный момент трахнуть всю эту прекрасную братию и только Австрия мешает всем без исключения. Для кого в большей мере, для кого в меньшей. В большей мере Австрия представляет головную боль для Пруссии. Раз за разом объявляя ей так называемые «братские австро-прусские войны». Отчаянно мешает Сардинии, буде вам вздумается сыграть за неё ради создания Великой Италии. В меньшей мере мешает всем остальным — России, Османской империи, Франции, даже Британии. Например играя за Францию я допустил важную стратегическую ошибку: поддерживал Австрию во всех её «братских» войнах против Пруссии. В итоге через 70 лет, Австрия становится германским гегемоном, объявляет войну Франции и тогда даже чертям тошно стало. Уж лучше иметь единую сильную Германию уравновешенную с юга Австрией. Или же играл партию за Британию, вообще не вникал на дела на континенте, окромя поколачивания Франции главным образом в её колониях и… Австрия как-то незаметно сожрала Египет, Эфиопию, Соккоту, Аравию и стала представлять для Британской империи очень большую проблему. Решал я её долго, упорно, кроваво.

Вот такая она Дунайская монархия. Сколько её не бей, а всё равно восстанавливает своё могущество и начинай по новой. Только раздел её на суверенные части окончательно решает австрийский вопрос. Что и было сделано в реальной истории. Великая империя, лучшее что было на территории Централь-Восточной Европы, была разрушена, а независимые «бантустаны» стремительно покатились ко дну цивилизации.

P.S В партии, что на скрине, я пожелал трудностей и сыграл за Сардинию. Военно-дипломатическим путём было свершено объединение, но ещё оставались под венским игом провинции Истрии, Южного Тироля, Далмации. Отвоевание их заняло без малого 30 лет, 5 полноценные войны. Последняя, как по классике, была самой напряжённой, самой кровавой. Италия потеряла три кадровые армии (а всего было четыре) два флота из трёх и чёртову тучу гражданского мобилизированного населения. Сокращение рабочей силы повлекло падение экономики, а следом и всё остальное. В итоге пришлось делать фашистский переворот, чтобы была возможность провести реформы здравоохранения. Армию и флот восстанавливал лет 20. Но зато угроза с востока осталась на страницах учебников по истории. И возможно где-нибудь в итальянском саттелите Богемия-Моравия сидит себе писатель Богемик и пишет восторженные панегирики поверженной Империи. #паста #луркопаб #lm

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий