Почему хороший вкус важен.

«Искать стандарт во вкусе — это естественно, — писал шотландский философ Дэвид Юм в 1757, — это правила, благодаря которым различные мнения людей примирялись бы, или же решение, которое позволяло бы одно мнение считать правильным, а другое — нет».

Юм пытался примирить две явно противоположные точки зрения. Первая: людям свойственно не соглашаться в том, какое произведение хорошее или плохое, и вторая: бесспорно, определенные произведения искусства можно считать одними из главных достижений человечества. Юм заключает, что хороший вкус основывается на наших чувствах, на нашем отклике на произведение искусства. Он предположил, что есть категория людей, которым позволено решать, что есть хороший вкус: те, кто имеет «хорошее чувство, улучшенное практикой» могут решать, «что есть стандарт вкуса и красоты».

В настоящее время, тем не менее, мы редко говорим, что у кого-то хороший вкус. Когда речь заходит об искусстве, вкус приобретает оттенок табуированности. Карл Уилсон, автор книги «Давайте поговорим о любви: почему у других людей такой плохой вкус», отмечает, что теория Юма может быть «описана как предубеждение – уступка традициям, которые показывают отклонение от «высочайших» стандартов и мешают созданию новых».

Критик Клемент Гринберг, писавший в конце 1950-х, был, наверное, последним с своем роде, защищавшим «хороший вкус». С тех пор многое изменилось. Идея ассоциировалась с периодом, когда вкус определялся группой, «умудренных опытом» белых мужчин, которые смотрели на всех сверху вниз и навязывали свои представления другим. В наши дни если вы говорите о хорошем вкусе, над вами посмеются, назовут старомодным и отставшим от жизни; вас спросят: «кто вы такой, чтобы рассуждать об этом». Нет ничего хуже, чем говорить, что одна работа лучше другой, и что все остальные должны думать также.

Низколобая, высоколобая
Работа французского социолога Пьер Бурдьё оказала огромное влияние на этот вопрос. В 1979 году в своей работе «Различение: социальная критика суждения» Бурдьё исследовал вкусы тысяч людей. Он обнаружил, что результаты выстраиваются согласно классовой принадлежности – рабочему классу нравилась низколобая культура, высшему – высоколобая и т.д. И чем выше вы поднимаетесь по классовой лестнице, тем сложнее и абстрактнее становятся причины вашего выбора.

Название книги Бурдье – скрытая критика немецкого философа Иммануила Канта, который утверждал, что вкус как таковой может быть лишен интереса, и, главное – его нельзя «запрограммировать». Бурдьё был не согласен с этим и говорил, что вкус всегда интересен в первую очередь сам себе. То, что мы называем вкусом — это выбор символических ассоциаций, которые мы используем, чтобы отделять себя от тех, кто по социальному уровню ниже нас. Другими словами, когда вы посещаете галерею, чтобы полюбоваться картинами, вы просто заявляете миру о своем «высоком» социальном классе.

Эта точка зрения сейчас считается общепринятой. «Нет такой вещи как хороший или плохой вкус», — говорит художник Грейсон Перри, обладатель премии Тернера. В его документальной передаче «Лучший из возможных вкусов» он утверждает, что «вкус это всего лишь отражение вашего класса». Перри создал шесть гобеленов, чтобы проиллюстрировать тезис о том, что социальный класс определяет наш вкус, назвав их «Бесполезность маленьких разниц».

Несомненно, в теориях Бурдьё есть доля правды. Даже в наши дни несмотря на то, что база потребления культуры расширилась и демократизировалась, она, тем не менее, сохраняет признаки классовости. Но взгляды Бурдьё оказали решающее и, в некоторых случаях, негативное влияние на то, как мы создаем свое отношение к произведениям искусства.

Общим трендом стало думать об искусстве ради искусства, оставляя в стороне правду и красоту. Стало труднее высказывать суждения о качестве, и даже создавать произведения искусства; и мы чаще слышим вопросы о статусе художника, о его аудитории, кто его профинансировал и что это все значит символически.

Точки зрения
В то время, как идея хорошего вкуса подвергалась осмеянию, идея плохого вкуса пестовалась. Взять к примеру песенный конкурс Евровидение, где все соревнуются в пении таких плохих песен, что они даже хорошие Евровидение — это международное соревнование зрителей, в котором участвуют миллионы людей с презрительной улыбкой и понимающим подмигиванием. Мы совершенно спокойно готовы рассказывать о том, что плохо, но все молчим о том, что хорошо. В твиттере даже есть хэштег #badtaste, но поиск по хештегу #goodtaste выдает либо рекомендации по еде (где идея хорошего вкуса еще возможна) или чистую иронию.

Если не идея плохого вкуса или уродства, то идея эклектического вкуса сейчас в моде. Американские социологи Ричард Петерсен и Роджер Керн предположили, что сегодня люди всеядны, когда это касается культуры, и пытаются не показаться снобами. Кто-то может один из вечеров провести в опере, но обязательно следующим посетит drum’n’base мероприятие.

Знание произведений искусства — это современный способ показать, что вы образованный человек. Это значит вести опустошающие разговоры об искусстве, потому что уже всё классифицировано и все суждения давно высказаны. Некоторые из нас боятся сказать, что одно лучше другого, говоря, что это лишь точка зрения, не более того.

Такая мода на расплывчатые ориентиры хорошего вкуса опасна. Культура может быть использована не только для обозначения социальных различий, она гораздо шире этого. И, указывая на различия, основанные на классовости, мы отказываем в ответе на простой вопрос: является ли это произведение сколько-нибудь хорошим Выработать ответы на вопросы: что хорошо, что плохо и что всем должно нравиться, а что просто лучшее, — просто необходимо, если мы хотим иметь общую культуру.

Это не значит, что вкус должен быть фиксированным, несмотря на возражения Карла Уилсона. Во времена Канта и Юма это решалось посредством критических конфликтов. Вкус должен вырабатываться через дебаты. Устраивать дискуссии об этом значит убеждать членов общества в том, имеет ли данное произведение искусства ценность в соответствии со стандартами, которые мы сами выбрали.

Если искусство важно, мы должны задумываться о его качестве. И это значит, что мы должны иметь смелость устанавливать стандарты хорошего вкуса, иначе за нас будет это делать кто-то другой. #копипаста #луркопаб #lm

«Так хорошо, что даже плохо» — определение, введение культурологом С. Сонтаг в своем эссе «Заметки о кэмпе».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий