Приэльбрусье, октябрь 2017

«Горняшка»

Этот день настал! Его я боялась больше всего, потому что было совершенно непонятно как добираться до приэльбрусского посёлка Терскол.
Докатываю свой чемодан вверх по улице на автовокзал. Решаем ехать через Нальчик и правильно делаем. Час пути и мы уже в Кабардино-Балкарии, здесь всё по-другому. Во-первых, здесь по летнему жарко и пыльно, а во-вторых, все очень сильно пытаются помочь, даже если помощь тебе не особенно требуется. На автовокзале таксисты как всегда хотят затащить в свои машины, но мы выбираем безопасную маршрутку. Доезжаем до Тырныауза в долину Баксанского ущелья. Потихоньку я начинаю чувствовать себя хуже: голова превращается в стеклянную банку, по которой кто-то злой и невидимый методично бьёт чем-то тяжёлым.
Садимся на третью, финальную маршрутку — до Терскола. Постепенно с двух сторон дорогу зажимает горами, которые с каждым километром становятся всё выше и зловещее. Табун лошадей красиво и нагло выходит на встречку, создавая собой очаровательную пробку. Маршрутка объезжает живность и несётся вперед, виляя хвостовой частью вместе со мной из стороны в сторону. Чувствую тошноту и слабость. Какие-то мужчины на передних сидениях пытаются подраться, а мой чемодан, подпирающий дверцу, пытается вывалится наружу на каждой остановке.
Мы в Терсколе. Проходим мимо военной части и заброшенного пансионата Вольфрам, это тайный быстрый проход к нашему хостелу Black Point — здесь нужно только перелезть забор — и ты на месте. Перелезаем и заселяемся. Какова вероятность зайти в рандомную группу вк и найти там человека, с которым будешь жить в одном хостеле в Приэльбрусье Ну, примерно 100%. Знакомлюсь с Настей, с которой мы списывались до приезда, это наша единственная соседка в 10-местном номере на все четыре дня. Чувствую себя отвратительно. Нет-нет, не из-за Насти. Сомнений больше не остаётся: дурное самочувствие — это безжалостное нападение горной болезни! Высота 2144 метров над уровнем моря наконец разблокировала это ощущение, которое я так давно мечтала испытать. Голова сжимается изнутри, сердце скачет при каждом шаге, глаза горят, дышится тяжко. Как будто проснулся на фазе медленного сна, залился тройным капучино, сел в самолет и давай кататься по воздушным ямам. Не смотря ни на что, идём гулять по Терсколу, набираю питьевой воды из горной речки, всё такое аутентичное. Но мне бы в кроватку на лечение десятичасовом сном.

______________________________

«Девичьи Косы и Обсерватория»

Доброе утро, Мир! Снова здорова и счастлива! Командовать парадом буду я!
Варю гречку, Толик заправляет термос вкусным чаем, выходим в дорогу. Пункт назначения на сегодня — водопад Девичьи Косы и Обсерватория Пик Терскол, на ресепшене нам говорят, что это совсем близко. Путь туда — обратно со всеми фотографированиями и остановками занимает около десяти часов.
В самом начале пути нас встречают глазастые коровки и горный родник, потом дорогу перекрывает стадо лихих овечек — убегают все, кроме одной смелой в колючках, она выходит понюхать нас и потом тоже убегает.
Приэльбрусье на этой тропе во всём чуде своего великолепия! Такой мощной красоты я не видела никогда! И вместе с тем хочется отчаянно крикнуть с обрыва: «Снимите меня, я отдам колбасу». Но никакой колбасы у меня нет.
Мы идём дальше, фотографируемся через каждые десять метров. Идём и идём, идём и идём, а потом доходим.
Мы у водопада! Он больше похож не на девичьи косы, а на девичьи слёзы — бурные рыдания юности. Садимся обедать гречкой с сахаром под грохот воды. Это самая вкусная гречка на свете, и вот она- настоящая жизнь!
Насладившись мгновением, продолжаем путь — теперь нас ждет Обсерватория. Через час подходим к ней- здесь, на высоте 3150, уже лежит снег. И здесь сбывается та мечта, ради которой всё затевалось — наконец я вижу его — Эльбрус! Гордый двухвершинный стоит совсем рядом и смотрит на меня, улыбаясь своей белизной. Тут же становлюсь готовой к следующей мечте- пройти в его снегах до самой вершины, но это уже в другой истории…
Игнорируя таблички: «вход запрещен», иду ближе к обсерватории. Из домика высовывается дяденька и говорит, что сюда нельзя. «А куда можно» — спрашиваю я. Он махает в сторону Эльбруса. Туда можно, но туда мне не дойти. Чёрный пёс-охранник, звеня тяжёлой цепью, подходит познакомиться.
За обсерваторией какие-то безумные виды и обрывы. Пьём здесь горячий чай с шоколадкой. Всё это со мной! Подзамёрзшие начинаем быстро спускаться. Все, кто ходил в горах, знают, что спуск — это всегда тяжелее подъёма. Часа три до боли в коленях возвращаемся в хостел. Вечером лицо пылает, то ли от набранных высот, то ли от пройденных километров.

______________________________

«Чегет»

На восьмой день хождения по горам психика начинает бунтовать и просит снизить обороты.
До поляны Чегет идём полчаса, тут наконец цивилизация и какая-никакая инфраструктура. Заваливаемся на второй этаж милейшей кафешки-домика issi.coffe и заправляемся кофе с тортиком, которые потом будут сильно мешать на подъёме. Но кофеин с сахаром хотя бы немного активируют боевой настрой.
Пока все едут на верх по канатке, мы идём ножками путём героев. Здесь уже нет таких сногсшибательных видов как на дороге к Девичьим Косам, но зато мы молодцы. А виды всё равно есть!
Подъем до визборовского кафе «Ай» занимает около двух часов. Туристы пачками выгружаются с канатно-кресельной дороги, фотографируются, и тут же загружаются на следующую очередь. Сделав перерыв на чай с шоколадкой, поднимаемся выше, до станции Чегет-3. Здесь зима, ветра, холода, все дела. На вершину Чегета уже не успеть, фотографируем, пока не замерзаем, и одними из последних садимся в кресла канатки — за нами только тренировавшиеся здесь спецназовцы. Денег за спуск не берут.
Внизу все пачки людей уже куда-то испарились, мы здесь как в городе-призраке, бродим по торговым рядам и оттаиваем себя чаем в issi.coffe. Какой-то дяденька-продавец заливает, что Чегет назван в честь Че Гевары, останавливавшимся здесь во время своего кругосветного путешествия на мотоцикле. Я думаю «да ну не, бред какой-то», и залезаю в википедию проверить это.
Сегодня ходили немного — около 4-5 часов, устроив себе разгрузочный день.

______________________________

«Кругозор на Эльбрусе»

Последний ходовой день. По пути на Азау я хочу посмотреть вблизи на старое балкарское захоронение в виде множества небольших пирамид на холме. Перелезаем через мост и обходим насыпь против селей и лавин. Тратим где-то час на эти странные сооружения: они выложены камнем и бетонными блоками с арматурой (моё предположение: реставрация после схода сели). Возвращаемся на тропу, Толик спускается вниз прямиком с насыпи, мне моя жизнь дорога как память, поэтому я обхожу всё это дело той же дорогой, откуда пришла.
До поляны Азау мы добираемся где-то к двум часам дня. Здесь мне не так уютно как на Чегете, обедаю блинами в средней по качеству и атмосфере кафешке Free Ride, и мы садимся на фуникулер до станции Кругозор.
На Кругозоре задувает лютый ветер, руки без перчаток моментально обветривает. Начинаем восхождение до станции Мир, это занимает полтора часа. По дороге нам встречается спускающийся невероятно усталый парень, он останавливается отдохнуть через каждые пять минут. Даже страшно представить откуда и сколько он идёт. Покорение Эльбруса в октябре, кажется, невозможно, на вершине — ураганный ветер в 120 км/м.
Я иду по чьим-то следам сначала по грязи, потом по снегу, потом по глубокому снегу. Наконец-то пригождаются гамаши.
На станции «Мир» туристов нет, только рабочие что-то чинят и строят. На данный момент 3500 метров над уровнем моря — это самая большая высота, на который мне довелось побывать.
Устраиваем привал с варёными яйцами и солью под песни Высоцкого о скалолазке — аутентичность зашкаливает. Есть такой прикол: пока ты лезешь вверх- единственное, что тебе хочется, это поскорее забраться, оказавшись на верху — единственное, что тебе хочется, это поскорее спустится. На станции Мир уже неласковый декабрь.Толик убегает вниз, я спускаюсь размеренным шагом, оставляя на станции Мир своё сердце.
На Кругозоре мы последние туристы. Дяденька с канатки не понимает, откуда мы взялись, просит показать билеты. Таких безумцев вроде нас сегодня здесь нет; люди, приехавшие на Кругозор, гуляют пять минут и уезжают обратно вниз.
И вот мы на поляне Азау, отсюда час хода до дома. В хостеле не хочется ничего, кроме уединения в тёплых интернетах и сладкого сна.

_____________________________

Мне хотелось не просто рассказать историю о том, как я провела три дня в Приэльбрусье, но и дать маленький обзор с рекомендациями к посещению, которые вы найдете внутри истории. Целиком рассказ о путешествии на Кавказ (и не только ) можно прочитать здесь

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий