Подростков всегда манили баррикады и протесты. И их всегда отличает уверенность и искренность. Но главное – они внушают взрослым оптимизм.

Во время Путча ГКЧП в защите Белого Дома тоже участвовали свои Гавроши. Про них я слышал еще несколько лет назад. Но только недавно, в сборнике «Она Развалилась», нашел несколько крупных отрывков из публикаций того времени, посвященных подросткам на баррикадах. Фрагменты приведены в статье «Союз Нерушимый», анализирующей освещение развала СССР в Советской прессе.

«Им было десять, двенадцать, пятнадцать в 85-м, и глина, из которой они слеплены, еще не успела отвердеть. Поэтому они, как выяснилось в трагические дни и ночи с 19 по 22 августа, не ведают страха, впитавшегося в плоть и кровь старшего поколения, им не пришлось ломать себя, чтобы свободно отдаться зову гражданской совести. <…> Да, десять дней спустя на первых уроках учителю наконец-то не надо будет далеко ходить за так называемыми положительными примерами. Пережитые нами три дня явили их в таком множестве, что позволяет разрушить нравственные завалы, образовавшиеся за десятилетия и состоявшие более всего из искаженных понятий. Сегодня есть возможность каждое из них наполнить подлинным смыслом. Как под увеличительным стеклом мы видели преданность и предательство, трусость и рыцарство, верность и измену. Ни душой не придется кривить, ни в книжную пыль погружаться, чтобы рассказать детям, кто есть кто и что есть что».

Так оптимистично и восторженно писала о юных протестующих Ирина Овчинникова в газете Известия. Ей вторил В. Голованов в литературной газете. Он же назвал молодежь «Гаврошами».

Я не являюсь ни сторонником СССР, ни человеком, который готов положить на борьбу с ним жизнь. Прочитав статью в голове возник только один вопрос: «Как сложилась жизнь этих детей».

Может кто-то из них лег в Чечне. А другой стал успешным предпринимателем. Кто-то уехал за рубеж. Кто-то прожил спокойную, но достойную жизнь, построив дом и создав семью, не ругая в этом ни прошлое государство, ни нынешнее. Кто-то сделал карьеру. Кто-то покатился вниз. Кто-то вверх. Кто-то оправдал оптимизм. Кто-то нет.

О, нет, я так же не собираюсь ругать или воспевать лихие 90-е. Для этого есть отдельные люди, которые получают хорошие деньги. Мне в данном случае интересен только человек в истории. Без политики.

Сейчас в исторической науке набирает популярность такое направление, как «Устная История». Специалисты опрашивают людей, бывших очевидцами событий, или даже участвовавших в исторических процессах. В России данное направление так же развивается. На сайте можно послушать воспоминания Евгении Ланг о Маяковском, рассказы химика Игоря Влодавца о трудовых лагерях или беседу с Рудольфом Позе о жизни немецких ученых в СССР.
Но записи рассказов проводят не только с учеными или людьми искусства. Иногда опрашивают различные группы населения, к примеру, ветеранов войны.

Так вот, в этом году я был на всех митингах против коррупции. Молодежи там было много. Про них много писали, так же восторженно и оптимистично. Но у некоторыми из них СМИ брали интервью. Было бы неплохо, если какое-нибудь медиа продолжало это делать с периодичностью раз в два-три года. При этом, РАЗУМЕЕТСЯ, задавать вопросы, не связанные с политикой. Просто расспрашивать про жизнь, про планы. Про горе и радость. Про успехи, про достижения. Про семью. Про одиночество. Про путешествия. Про подвиги. Про развлечения. Про работу. Про карьеру. Про все. Кроме политики.

Получился бы очень неплохой портрет нового поколения.

И хотелось бы, чтоб спустя годы, оптимизм в отношении поколения Z оправдался. #паста #луркопаб #lm

Группа автора:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий