Лихие 90-е: свобода торговли

В 1992 году Ельцин разрешил россиянам свободно торговать.

Переход к рыночным отношениям стал периодом тяжких испытаний и даже голода для одних и временем отличных возможностей – для других. Но вплоть до середины 90-х торговали в России практически все. Одни продавали овощи, выращенные на своих 6 сотках, вяленую рыбу, портвейн в розлив или старые книги. Другие везли из Европы мобильники, факсы и духи, из Китая – одежду, игрушки и ширпотреб, из Америки – джинсы и кроссовки, из Турции – куртки и шубы.

Россия как будто на время вернулась в XIX век: в городах появилось множество лоточников, и каждый из них мог не только продать свой товар, но и обменять его на соседский. Такая кооперация помогла многим выжить в условиях «шоковой терапии» и дикой инфляции.

Давайте вспомним, как это всё происходило:

Начнём издалека!

На барахолках продавали не только вещи и книги, но и алкоголь с консервами. Владивосток, 1992 год.

Челноки

Нужная и уважаемая профессия, когда нет ни международной торговли, ни внутреннего производства ширпотреба, особенно одежды и обуви, в необходимых стране масштабах.

Уличные прилавки центрального рынка Улан-Удэ. В большинстве городов существовало такое понятие, как «базарный день». Не знаю, как с Улан-Удэ, но зачастую это были четверг и воскресенье, суббота считалась «полубазарной». Если день не был базарным, то многие прилавки пустовали, хотя павильоны днём были открыты почти всегда.

Универсам «Кантат», Железногорск. На типичном советском магазине уже появилась реклама кока-колы.

Центральный рынок Новокузнецка, 1991 год

Не просто рынок, а акционерное общество открытого типа. Омск в 90-е.

А вот уже не такой мрачный кадр. Видно, что рынок пока ещё сохраняет чёткую советскую организацию.

Некоторые советские универмаги и универсамы начали преобразовывать в торговые центры. Торговый центр «Мария» получил своё название в честь директора свердловского универсама №1 Марии Вдовиной. Екатеринбург, 1993 год.

Торговцы на колхозном рынке в Казани всё ещё использовали гужевой транспорт.

Магазин «Петушок» в Твери. Выдержка из заметки в журнале «Огонёк»: «На улице Урицкого <…> обычно атакуемый народом «Петушок» свободен, перепелиные яйца <…> спросом, видимо, не пользуются». Кстати, в 1992 году улице вернули историческое название. Теперь это улица Трёхсвятская, и она пешеходная.

Центральный рынок Петрозаводска. На заднем плане виднеется какая-то вывеска на финском.

Торговый ряд с цветами. Ящики-сиденья – непременный атрибут любого рынка тех лет.

Торговцы янтарём в Калининграде. На заднем плане – памятники двух эпох, прусской и советской. Кёнигсбергский собор в 1992 году начали восстанавливать и восстановили, хоть и в далёком от первоначального виде. А Дом Советов так и стоит недостроенным.

Тихий парад (Переползание)» – движение Э.Т.И., 1991 год, Москва. 15 членов движения переползли Садовое кольцо от станции метро «Маяковская» к памятнику поэту, символизируя переход России к рыночным отношениям.

Очередь за хлебом на Тверской улице в Москве

Очередь на Никольской. Обратите внимание на надпись «Коммерческий магазин» )

Прямо на перекрёстке у метро «Сокол» жарят и продают шашлыки.

Ещё один коммерческий магазин. Ознакомьтесь с ассортиментом товаров! Тогда это была норма.

Развалы и киоск звукозаписи у станции метро «Сухаревская». Из комментариев на Pastvu: «Киоск звукозаписи, боже мой!… в детстве и юности почти все сначала подаренные, а потом и заработанные на летних подработках деньги уходили в эти киоски. Часто, кстати, киоски были совмещены с видеозаписью, но если аудиокассеты обычно выставлялись таким вот образом на витрины, то ассортимент видеозаписи, как правило, представлял собой распечатку на матричном принтере (или просто написанную от руки тетрадку) доступных к записи фильмов, которую выдавал для изучения продавец ))»

Угол Столешникова переулка. Ещё из комментов: «Этот «коммерческий магазин» принадлежал Союзу ветеранов Афгана, я там муз.центр покупал и очень удивился, увидев товарный чек с именем данной организации. Уж больно диким мне тогда это показалось :)»

На Арбате туристам продают советскую символику.

«Индивидуальная трудовая деятельность» )

Догадаетесь, что это и где Ответ под фотографией.

Это кафе в ГУМе, 1991 год. Да, когда-то ГУМ был не таким лощёным.

Торговля сувенирами на смотровой площадке Воробьёвых гор

В 1991 году в Москве было ещё полно очередей и пустых прилавков.

Очередь за хлебом на Сретенке

У метро «Щёлковская» продают цветы к 1 сентября.

Уже наступила эпоха кооперативных ларьков. Довольно часто были в то время случаи, когда кооператоры выкупали киоски «Мороженое» или «Союзпечать» и торговали водкой, пивом, сникерсами, жвачками.

«Модные товары»

Арбузный развал у метро «Парк культуры»

В 1992 году сменилась эпоха. Вступил в силу указ Президента РФ № 65 от 22 января 1992 г. «О свободе торговли». На улицы российских городов бросились тысячи людей, желающих что-то продать. Самое важное, что нашлись и сотни тысяч людей, желающих что-то купить. Всё это, конечно, никак не регулировалось.

Женщины продают заграничные духи у метро «Площадь Революции» в Москве

Толстая очередь в ГУМе

На фотографии – весна 1992 года, Столешников переулок. Из комментариев на Pastvu: «Я очень поздно каждый день возвращался с работы на машине. Путь мой пролегал как раз через Петровку. Зрелище на углу Петровки и Столешникова и в Столешниковом переулке было сюрреалистическое… Горящие костры (в них сжигали мусор, накопившийся за день торговли), тени каких-то смутных личностей и последние торговцы, предлагавшие батоны хлеба, жареных кур и куски сыра… Мне всё время казалось, что я попал в 1917 год… Костры, революционные матросы, разруха…

Банки с сухим молоком своей младшей я частенько на этом стихийном базаре и приобретал… А ведь сейчас бы и в голову не пришло покупать детское питание в подобном месте… Когда об этом вспоминаю – не верится…»

Торговля у Большого театра. Из комментов: «Приезжал туда много раз в те дни. То, что показано на фото – лишь малая толика того, что там реально творилось – все пространство перед Большим, Малым театрами, включая проезжую часть, было заполнено сотнями, даже тысячами людей, большей частью это были женщины. Они стояли очень плотно – длинными рядами, практически плечом к плечу (сплотившись). И все эти люди держали в руках какие то вещи (одежду, белье, мелкую бытовую технику и т.д.) – что-то продавали… – зрелище было поистине феерически-сюрреалистическое».

Много торговцев было и у «Детского мира».

Из комментариев: «В 1992 году, после двухлетнего отсутствия в Москве, я вновь оказался в столице. Я прилетел ночью и попросил водителя провести меня через центр. Мы выехали на площадь Дзержинского и у меня заныло в груди! Перед глазами встала картина достойная Босха. Апокалипсис! По площади, разносимые ветром, кружились обрывки бумаги, страницы газет, обёртки от мороженого и пустые пачки от сигарет! Ветер был такой силы, что создавал мини-смерчи и в их потоках кружились в диком танце картонные коробки! Мы поехали через площадь и вмиг оказались участниками этого движения. К лобовому стеклу потокоми ветра были прижаты обрывки бумаги, а по крыше застучал падающий картон. Посреди всего этого хаоса стоял каменный Дзержинский и он единственный не принимал участие в этой вакханалии. Мне стало очень обидно за мой город… «Что это» – спросил я у водителя, и он ответил: «Торгуем помаленьку…»

Полный сервис: к пиву сразу продавали закусочку.

Стихийный рынок у метро «Динамо»

Продавали всё подряд. В те годы многие люди были сами себе предприятиями. Один и тот же человек мог быть закупщиком, челноком, промоутером, продавцом, кассиром. А если вовремя не обзавёлся «крышей», то ещё и охранником.

«Пентхаус» и другие западные журналы. Просмотр эротики – 5 рублей!

Ельцинский указ разрешал людям торговлю «в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления».

Бывало, что люди набирали дома вещи, приходили на «точки», меняли что-то на еду. Торговля была способом хоть немного подзаработать, так как предприятия могли задерживать зарплату месяцами.

Климентовский переулок, очередь в немецкую булочную. Обратите внимание, как напряженно люди реагируют на фотографа. Стояли не столько за хлебом, сколько за впечатлениями: заграничный хлеб, причем пекут тут же и продают горячим – всё это было в новинку.

Арбат

Игровые автоматы в торговом доме «Новоарбатский»

У метро «Баррикадная» разливают портвейн. Люди приходят со своей тарой: кто с бутылкой или банкой, а кто и с ведром для засолки капусты объёмом 20 литров. Много – не мало!

«В начале 90-х эти бочки почти в каждом дворе стояли, со своей тарой приходили. Разбавляли, конечно, это пойло страшно, как и в советские времена пиво. Зато дешево и лучше чем в те годы спирт рояль жрать».

«Да было всё, было… В 1992 году на выходе из метро Кузьминки стояла квасная бочка, а в ней портвейн. Хочешь стаканчик купи, а хочешь банку трехлитровую. Но покупали в основном банками».

Тишинский рынок. Из комментов: «Летом 1992 года на этом углу стояла квасная бочка с закрашенным словом «Квас». Продавали из бочки портвейн «Агдам» в разлив. Нас с приятелем привлекла крайне низкая цена, но немного пугала перспектива погибнуть в расцвете лет. Мы осторожно поинтересовались у продавца, стоявшего в стороне от бочки в тени у павильона, не расстанемся ли с жизнью после употребления этого напитка. Продавец лениво подошел к лежащему в той же тени человеку, аккуратно пошевелил его и обнадеживающе сообщил: «Этот пока живой».

В таких ларьках продавали летом квас, а в остальное время года – пиво.

На Красной Пресне продают рыбку.

У метро «Комсомольская» продают ботинки, а покупают СКВ – свободно конвертируемую валюту.

«Были и ещё круче вывески, «КУПЛЮ ВСЁ». Но до коренных москвичей в последнюю очередь дошло, что это легальные передвижные пункты по скупке краденого».

«Были времена, когда в городе работали по несколько таких экипажей, где в роли скупщиков были опера. Слабые умственные способности некоторых негодяев давали хорошие результаты в раскрытии краж и грабежей. Умные жулики к таким местам, конечно, и близко не подходили».

Ельцин пришёл в магазин «для простых людей».

Ричард Никсон осматривает свиней на московском рынке.

Ещё одна примета времени – мобильный обменник.

«Вернисаж» на Театральной площади. Из комментов: «В те годы где-то тут тусил весьма колоритный музыкант. Немолодой такой мужик, с бородой, играл на электрогитаре – обычной «шохе» со звукоснимателем через примочки. Очень хорошо играл, надо сказать. Правда, при этом пропагандировал идеи арийской расы и прочую хрень…»

ГУМу в 1993-м исполнилось 100 лет!

В московском метро появился фастфуд.

Ассортимент и цены:

Банка «Кока-Колы» простояла на Тверской до 1997 года.

Ельцин открывает второй в Москве «МакДоналдс»

Пушкинская площадь

Случай на Кузнецком мосту. Тут тоже все атрибуты эпохи: и Москвич-2141, и джинсы Rifle.

«Столичная» или бесспорный фаворит, спирт Royal

Весь Новый Арбат тогда был заполнен торговыми палатками.

На площади Красные Ворота. Это Маргулис, или просто похож

Ларьки у станции метро «Спортивная»

Казак на лошади покупает бутылку водки в ларьке во время парада на День Святого Патрика в Москве, 1994 год

К 1994 году магазины интим-товаров в Москве уже становились обычным делом. Кстати, до «Улиц разбитых фонарей» оставалось ещё несколько лет, так что название – в честь «настоящего» Казановы ))

Один из первых в Москве магазинов, где продавали игровые приставки.

Столица России очень долго оставалась одним большим рынком.

ДК им. Гобунова в середине 80-х становится центром московской рок-музыки. За всё время его существования во дворце культуры выступили, наверное, все известные русские группы: «Чайф», «Сектор Газа», «Наутилус Помпилиус», «Ария», Земфира, «Сплин», БИ-2, «Кипелов», DDT и многие другие. За ДК закрепилось название «Горбушка», а чуть позже у дверей здания появляется стихийный рынок с пиратскими кассетами и дисками. Через некоторое время рынок перенесут в здание завода «Рубин», где он существует до сих пор.

Обычная картина для Москвы 1996 года. Люди стоят в очереди за молоком.

Старые киоски с мороженым почти везде сменились лотками иностранных брендов. Под зонтиком проглядывает предвыборный плакат в поддержку Жириновского. Но победил тогда Ельцин.

Ленин следит за торговлей в Лужниках. Вещевой рынок просуществовал тут до 2011 года.

Стихийный рынок у метро «Юго-Западная»

Кое-где ещё сохранялись типично советские магазины. И это Москва, 1997-й год! А в провинции такие можно было встретить года до 2005-го. К тому времени все коммерсанты уже сделали евроремонт в своих торговых точках.

Ещё одно знаковое явление 90-х – торговля пакетами. Покупаешь пакет и ходишь с ним за продуктами несколько месяцев. Тем, кто бережно обходился с пакетом, стирал его, он мог прослужить и дольше.

Очередь за дешёвыми продуктами после кризиса 1998 года.

«Куплю $»

Парк Горького ещё не знал крепкой руки Капкова.

Пивнушка около гостиницы «Москва». Сейчас на этом месте чаще паркуются автозаки. Сменилась эпоха )

Торговля картинами на Крымской набережной

Сначала это был гастроном №14, потом «Копейка», а ныне «Пятёрочка». По названиям магазина можно изучать историю России.

Перенесёмся в Питер!

Уходящие в прошлое фарцовщики у магазина «Берёзка» на Васильевском острове в (тогда ещё) Ленинграде, 1991 год.

Очередь в продуктовый магазин на углу Садовой и Гороховой

Последствия активной питерской торговли. На ящике надпись North State – была такая марка сигарет британской компании British American Tobacco.

Типичное народное прозвище магазинов середины 80-х – середины 90-х – «стекляшка». Эта находилась на проспекте Луначарского.

Частная торговля у метро «Владимирская»

1991 год. У метро «Площадь Восстания» народ стоит за мороженым или пирожками. А может быть, за билетами

Народ штурмует Lancome!

Очередь в продуктовый ларёк на Почтамтской улице. Есть версия, что в ларьках «Квас» и «Мороженое» продавали вовсе не квас и не мороженое.

Очередь за водкой в винный магазин на Загородном проспекте у Пяти углов.

Ларьки на 1-й Советской улице

На площади Островского первые коммерсанты продают матрёшек )

У Казанского собора раньше можно было торговать мороженым. Будущий президент наверняка ходил по Невскому мимо лотков.

Прямо у Зимнего можно было пообедать в красивом уличном кафе…

Киоск на Адмиралтейской набережной. Очень модные в советские времена зонты-колокольчики пока ещё висят.

Магазин «Лесная быль» недалеко от Смольного

Торговля у подземного перехода на Невском. Сейчас этот переход по-прежнему представляет собой торговую точку, но её слегка облагородили.

Очередь за мороженым на Невском. Заметьте, что все люди тепло одеты, то есть мороженое так продаётся в холодное время года. Либо был дефицит мороженого, либо тут продавали что-то ещё.

На Конюшенной площади продают взрослый и детский символы 90-х – акции и фишки (они же «сотки»).

На площади перед станцией метро «Василеостровская» располагался мини-рынок.

У станции метро «Сенная», 1992 год. Из комментов на Pastvu: «Примерно в это время тут появилась первая шаверма в Питере. Очередь в ларёк была человек 50. Шаверма была в новинку». Сразу успокою москвичей: правильно, конечно, говорить «шаурма».

Толкучка на Сенной

Когда-то Сенная была не только сердцем городской торговли, но и биржей жилья: здесь договаривались о его обмене.

На улице Марата, у музея Арктики и Антарктики, продают свежий хлеб и бананы.

Развалы у станции метро «Электросила»

_____
#Москвва #Россия

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий