За чей счёт банкет

Оскомины никогда не бывает мало, давайте снова о криптовалютах, разве что с другой стороны.

Я, сетевой гультай, вижу пока лишь фестиваль биткоин-энтузиастов, и даже немного им завидую: придумали себе красивое имя «евангелисты» и хвастают. Может, я тоже хочу быть евангелистом На самом деле будучи занудой, консерватором и хроническим прагматиком. Общий гомон вокруг биткоина я воспринимаю только в контексте тюльпанной лихорадки в Нидерландах семнадцатого века, где обыватели спустили свои сбережения на цветы и долго удивлялись потом, как у них, серьёзных вроде людей, вышел такой сраный миллион алых роз.

Как кто-то точно сформулировал, «если разговор о биткоине с вами заводит таксист, каких ещё вам нужно доказательств, что это – пузырь»
Да бог с ним, очевидные же вещи – биткоин ничем не обеспечен, курс его прямо зависит от эйфории инвесторов, а денег в мире такой излишек, что их надо куда-то совать, чтобы убывали.

Может, камин ими топить время от времени – говорит один бизнес-ангел другому. – Честное слово, настоящий геморрой. О, а ты про тюльпаны слышал
Давайте поговорим об ответственности, как ни странно. Сколько ни читал я о крипте, это слово не сходило у меня с языка. Если я верно понял, криптовалюты придумали для вывода средств в тень, за пределы контроля государства. Люди, которые их изобрели, хотели богатеть быстрее других, а для этого обмануть бюрократическую систему, или просто спрятаться, пока она ворочается, как слон, ища способов вернуть контроль.

Заметим, что это возможно, только в случае, если государство соблюдает права граждан на приватность, свободу слова и доступа к информации – то есть не перекрывает интернет, не перлюстрирует цифровую переписку и сидит тихо, позволяя себя потихоньку поёбывать. Пользуясь этим, состоятельные умники уходят в тень, организуют чёрный рынок платежей и услуг и начинают жить припеваючи. Круто! Новая парадигма «государство-лох» многим кружит головы.

Конечно, криптовалюты не возникли на пустом месте, а явились ответом на произвол, грабёж и коррупцию в некоторых государствах. Никому не захочется платить налогов, если их попросту украдут. В этом случае, у криптовалюты есть хотя бы моральный базис, но и тот очень шаткий. И вот почему: перестать платить государству – значит его остановить вообще, а ведь оно, при своих недостатках, выполняет дофига жизненно важных функций. Тех, что мы по умолчанию считаем положенными нам, словно по праву рождения: медицину, образование, охрану правопорядка, судебную систему. Херовые медицину и образование, продажную охрану права – но даже такие лучше никаких, ведь на другом конце этой логической цепочки – эпидемии, насилие и хаос. Защитить вас больше некому.

Криптовалюты – типичная палка о двух концах. Если теневой оборот станет достаточным, чтобы угробить государство (предположим, что оно будет смотреть на это пассивно, как под флаконом боярышника), то коллапс прихлопнет как простых граждан, так и самих владельцев криптовалют, а апеллировать будет просто не к кому.

Так что весёлый пляс мотыльков вокруг победы криптовалют заканчивается, как в басне, с началом отопительного сезона.

Кто из пропагандистов крипты берёт на себя ответственность за последствия своих поступков Что-то не слышно таких заявлений, может, я пропустил чего Никто не пишет «хер вам, а не мои деньги, и гори это государство синим пламенем с его детьми, стариками и старухами». Никто не спешит на остров, полный бандитов, где каждый сам за себя. Евангелисты пока что скромно хотят жить в цифровом анклаве за счёт других и с горячей батареей, пожалуйста. То есть, делают вид, что чистая вода, трамвай, поликлиника и суд – это дело рук каких-то гарантийных человечков, фиксиков, а к их личным налогам никакого отношения не имеет.

Крипта, как мне кажется, пока в состоянии идеи, проекта, обещания, и до тех пор, пока человечество не придумает что Новую модель государства, о которой тоже написано много интересного, но иллюзорного, на мой взгляд. Я даже углубляться не хочу, потому что не могу пока собрать пучок разрозненных идей во что-то, хотя бы отдалённо похожее на реальность. Реальность, где люди могут вести здоровую, полноценную и продуктивную жизнь в безопасности, но с другим типом общественного устройства, более справедливым и свободным

Кстати, насчёт свободы. Все мы помним, что свобода тоже значит ответственность. За себя, свои поступки и выбор, верно Именно поэтому она такая непопулярная штука, жить свободным – тяжело, скучно и небезопасно. Решения, решения, и вот устал. Пусть решает начальство, жена, национальный лидер, а я буду смотреть Лигу чемпионов. Криптовалюты же – настоящая проверка готовности человека к этой самой свободе, выйти на рынок крипты значит уйти в дикий лес, где и шансов полно, и жопу могут откусить.

Да что там: забыли код доступа к своему цифровому кошельку Нет у вас больше биткоинов. Для большинства человечества это конец романа с криптой, стоит погуглить «the most popular passwords». Кстати, ещё посмотрим, как пройдут этот экзамен сами криптовалютчики. Многие пишут об этом, как о дополнительной проверке на зрелость: не можешь сохранить свой код доступа Не заслужил места в мире криптовалют.

В таком случае, биткоин надолго останется резервацией для избранных. Пока человечество не решит промежуточных задач: как повысить общий уровень образования, найти способ заразить людей вирусом рационального мышления, изобрести новый тип общественного устройства. Не при нашей жизни.

Что же выходит Криптовалюты, на мой взгляд, пока что локальный инструмент, придуманный группой образованных и морально гибких людей, желающих выйти из-под государственного надзора, и без риска для своего здоровья, комфорта и безопасности. Создать себе небольшой парадиз за чужой, по сути, счёт. Как подсказывает история, такие острова свободы долго не живут – либо внутренняя анархия сожрёт, либо бандиты разграбят, а то и государство перестанет играть в бирюльки, почуяв опасность. Как у Довлатова: «органы предупреждают, но сдуру могут и покарать». #копипаста #сулима #луркопаб #lm

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий