Что ж ты, фраер….

что ж ты, фраер.... господа студенты, убираем айфаки, снимаем айочки, достаем ручки и листочки. как я и предупреждал в начале семестра, курс архетипы в поэзии xxi века будет для вас сложным.

Господа студенты, убираем айфаки, снимаем айочки, достаем ручки и листочки. Как я и предупреждал в начале семестра, курс «Архетипы в поэзии XXI века» будет для вас сложным. Три курсовые, зачет и экзамен. На лекции ходить — буду отмечать! И нет, Иванюк, взломать журнал посещений не получится — он бумажный! Да, писать будем руками. Прям вот этой вот шариковой ручкой. Принцип действия нагуглите быстренько — и за работу. Сегодня у нас с вами потрясающий образчик современной нашим с вами бабушкам и дедушкам поэзии — великий и, к сожалению, безвременно почивший, поэт Михаил Круг.

Творческий путь этого, не побоюсь сказать, певца своего времени начался в далеком 1989 году. На лекциях по истории древней России вы подробнее разберете этот период, а мы перейдем к творчеству. Итак, посмотрите,пожалуйста,на доску — вы видите текст знакового,пророческого,концептуального стихотворения Михаила Владимировича «Что ж ты, фраер, сдал назад….» .

В те годы современники Круга, конечно, даже не догадывались, как много скрытых смыслов таит в себе этот простой, казалось бы, текст. Итак, разберем первую строфу:
Что ж ты, фраер, сдал назад
Не по масти я тебе
Ты смотри в мои глаза,
Брось трепаться о судьбе.
Итак, кто может мне рассказать лексическое значение слов «фраер» и «масть» Нет-нет, гуглить нельзя. Вспомните-ка, что рассказывали вам бабушки-дедушки Эх вы, молодежь! Итак, открываем словарики, записываем:
Фра́ер — слово из криминального жаргона, основным значением которого является человек, не имеющий никакого отношения к блатному миру, чужой в уголовной среде.
Масть — социальное различие в уголовной среде.

Что Почему именно уголовная и криминальная сфера так волновали нашего автора Так ведь время-то какое было….пол страны сидело, пол — охраняло. Удивительное было время, удивительное. Но вернемся же к предмету разговора.
Мы с вами видим, как лирическая героиня, влюбляется во фраера. Да и не просто во фраера, а в мусора.Мусор, это, уважаемые студенты, милиционер. Нет, не офицер полиции, а милиционер — так раньше назывались сотрудники внутренних органов. Перед нами разворачивается история большой любви, шекспировские страсти — Джульетта криминального мира и Ромео мира правопорядка. Конечно, быть вместе им не суждено, об этом нам явно намекают «чайных роз большой букет», которые лирический герой преподносит героине. Что Да, Гречка, вы правы, желтые цветы — эмблема печали. Здесь же мы видим и отсылку к другому классику русской литературы , тоже Михаилу. Помните, у Булгакова : «Она несла тревожные желтые цветы…»

Итак, роман развивается, но воздух буквально пропитан тревогой и предвкушением скорого краха. Кто найдет в тексте подтверждающую цитату Да, Лазарев, вы, конечно правы: » А когда поцеловал — Миша смазал в лузу шар». Для профессионального каталы смазать шар — подобно концу света. И, как мы видим из дальнейшего повествования, конец света для отдельно взятой лирической героини наступает. Только вслушайтесь, как красиво звучат эти удивительные, лирические строки….

Ты ж с иголочки ходил —
Лярвы пялили глаза,
А вчера как дверь открыл —
Я попятилась назад.
На тебе, мышиный туз,
Был майорский макинтош
И с кокардою картуз —
На себя ты не похож!

Но автор не был бы признанным великим русским поэтом, если бы на этом история закончилась. Посмотрите, как ловко манипулирует он развязкой своей истории, продлевая страдания героев:
«А когда узнал, кто я,
То разлил на стол вино,
И сказав: «Приду на днях»,
Не вернулся все равно!

Удар — и катарсис! Здесь мы с вами видим и миф об Одиссее, который не узнанным возвращается в свой дом. И, как я уже и говорил, параллели с «Ромео и Джульеттой». И, конечно, отсылки к русским народным сказкам… Впрочем, на сегодня время наше истекло. Записываем домашнее задание: разобрать и проанализировать стихотворения «Владимирский централ», «Девочка-пай», «Жиган-лимон».
Проверю! Всем спасибо, все свободны.

…В опустевшей аудитории старый преподаватель распахнул окно. Запахло весной, подумал заслуженный педагог, с удовольствием потягиваясь. Под белоснежной рубашкой, вслед движению, ожили, будто стряхивая пыль времен, синие купола. И ни грамма золота….

©

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий