ВАСНЕЦОВ В.М.* Преферанс *.. 1879 г.

ВАСНЕЦОВ В.М.* Преферанс *.. 1879 г. Холст, масло. 84 x 136 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия. Иван Николаевич Крамской часто наставлял Васнецова: Дайте живую, полнокровную

Холст, масло. 84 x 136 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Иван Николаевич Крамской часто наставлял Васнецова:
Дайте живую, полнокровную действительность
Надо осветить существующий мрак, чего бы это ни стоило!
Русские художники с начала 60-х годов рассказывают о жизни
. Сюжет нарисован по всем правилам, а от него за версту несет скукой. Покажите человека живьем, какой он в неприкрашенном, порой страшном обличье.
Дайте на полотне простор характеру!
Когда характеры будут у вас в силе, сюжет явится сам, постучит по раме, вломится.
Пусть это будет пока одна фигура на картине; но это должен быть тип, живой характер и тогда он сам потащит автора по картине, покажет, что ему на ней делать.
И пишите, ни о какой форме не думая, во всю мочь.
Форма придет сама, прилетит на крылышках
. Все краски с собой принесет и раскроет, натянет линии в струн
у. Только прикоснетесь такой звон-тарарам пойдет! А вам, вятичу, силенки не занимать! вот так выговаривал Крамской Виктору Михайловичу.
На 7-й выставке передвижников в 1879 году Виктор Васнецов появился с новой картиной — «Преферанс». Чиновники при свече дуются в преферанс. Незанятый в игре сладко позевывает, другой опрокидывает в сторонке рюмашку. Вот и отозвался вятич на увещевания Ивана Николаевича!
История создания картины «Преферанс» была непростая:
Васнецов еще в Петербурге задумал картину «Преферанс». Потом переехал в Москву и попросил свести его с картежниками понаблюдать типажи. Но остался недоволен местными преферансистами.
Здесь игроки какие-то мелкие, торопливые, жаловался он. Даже рюмку берут по-другому, чем в Питере. А в Питере игрок как священник он священнодействует. Все так важно, размеренно. И зеленое сукно будто алтарь!
Писание этой картины растянулось на целый год. И Васнецов всех уверял, что дело в мелкости московских «типов»
……Теплая летняя ночь, открытый настежь балкон, тусклый свет одинокой свечи и мерное тиканье часов. В этой предрассветной тишине пятеро чиновников коротают время за игрой в преферанс. Сдаются карты, одна партия сменяет другую, повышаются и понижаются ставки.
На самом деле, игрой охвачены лишь трое из собравшихся. Двое других занимают себя более важными делами. Один в углу, отвернувшись, резким движением осушает очередную рюмку горячительного. Пьет залпом, не обращая внимания на присутствующих в комнате людей. Очевидно, ему надоели и карты, и лица игроков. Другой самый молодой не скрывая скуки, широко, от души зевает, не понимая, почему он все еще находится здесь, несмотря на приближение утра.
Трое оставшихся склонились за покрытым зеленым сукном столом. Подслеповатый старик в сумраке пытается разглядеть свой расклад, а другие, без тени смущения заглядывают в его карты. Честная игра здесь давно ушла в прошлое, подобно тому, как сами чиновники забыли о честности на своей государственной службе.
Сейчас они делают вид, будто увлечены игрой, а днем перекладывали бумажонки, изображая усиленную работу. Неприятны их лица серая бугристая кожа, обвислые щеки и подбородки, заплывшие щелки-глаза, стиснутые тонкие губы. Эти лица умеют красноречиво лгать и обманывать, красиво и непринужденно брать взятки, давать обещания, которые не собираются выполнять. Умеют они и вот так играть всю ночь до утра, скрывая душащую всех скуку.
Чиновники пусты в своих дневных делах, и не в силах придумать занятие для себя в верчение часы. Поэтому и проводят они похожие один на другой вечера в окружении до смерти надоевшей компании за мало кому интересной игрой. Все эти встречи бессмысленны, как бессмысленно их времяпрепровождение на службе.
Ничтожность занятых преферансом чиновников подчеркивается неровным огнем свечи, рождающим огромные тени на стенах комнаты. Вычурный каминный барельеф, парадный портрет на стене кричат о полной безвкусице и глупости. И лишь часы продолжают жить, отмеряя ход времени и приближая долгожданный рассвет, который освободит играющих от набившего оскомину занятия.
Картине «Преферанс» было суждено стать последней работой художника на бытовые темы, после которой обличающий неприглядные черты общества реализм сменился миром сказочных преданий и легенд.

.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий