Сражение между немцами и канадцами на территории Канады в 1942 году

Заголовок звучит очень фантастически, будто бы из книги об альтернативной версии Второй Мировой войны. Однако такое имело место быть в действительности. Правда регулярным частям канадской армии противостояли немецкие военнопленные.

Вообще, сразу стоит сказать, что те условия, в которых англичане содержали пленных немецких солдат, моряков и летчиков могут повергнуть наверное даже в шок нас, которые с детства, еще с уроков истории в школе, с книг и фильмов знают, как обращались с пленными красноармейцами в немецком стане, знаем про концлагеря, про лагеря военнопленных, в которых людей держали под открытым небом и кормили невесть чем. Однако война не с «восточными варварами», а с цивилизованным западом велась другими методами и международные конвенции старались соблюдать.

Лагеря военнопленных в Англии, а затем и в Канаде походили больше на санаторий. Узники были обеспечены хорошей едой, свои жилища они обустраивали сами, порой перестраивая и достраивая свои бараки. На территориях лагеря имелись спортивные площадки, учебные классы, где пленные могли преподавать другим пленным какие-либо науки.

В одном из лагерей администрация добилась того, что «выпускники» таких курсов получали официальный документ, подтверждающий, что владелец является дипломированным специалистом. Имелась библиотека. Позже (1944-1945) пленные даже могли выходить за пределы стен лагеря и прогуливаться по окрестностям в сопровождении охраны, хотя позже отказались и от охраны — отпускали под честное слово.

В большинстве случаев, это относилось, конечно, к лагерям, в которых содержались пленные офицеры.
Ну а теперь к сути.

В 1942 года, в разгар войны, произошел скандал (опять же, для нас довольно удивительный). В время операции на одном из островов, английские десантники одели на пленных немцев наручники. Гитлер тут же заявил, что если с них наручники не снимут, он закует такое же кол-во пленных англичан в кандалы. Черчилль с ответом долго не тянул и в свою очередь британское радио объявило, что пока английские пленные не будут освобождены, 100 человек пленных в Канаде будут также закованы в кандалы.

В одном из лагерей, а именно в Боуменвилле, где содержались офицеры моряки, летчики и солдаты из состава Африканского корпуса, содержался немецкий командир-подводник Отто Кречмер. Как старший по званию, тем более самый результативный подводник, он стал лидером пленных и, неким, старостой лагеря. Полковник Балл, комендант лагеря, вызвал его к себе и сообщил, что вынужден выполнить приказ, и что 100 человек из числа пленных будут закованы в кандалы.

Стоит отметить, что за долгое время, пленные и охранники уже поддерживали довольно теплые отношения, и Балл очень не хотел нарушать этот баланс.

Несмотря на протесты Кречмера, Балл сообщил, что в противном случае, как бы ему не было жаль, но он будет вынужден применить силу.

«Балл мрачно взглянул на обозленного пленного и сказал:
— Эту кашу заварили ваши люди, им ее и расхлебывать. У меня есть приказ, и я обязан его выполнить. Это все.
— Я понимаю, — ответил Кречмер не менее мрачно, — но на силу мы ответим силой» (подводный ас Третьего рейха. Боевые победы Отто Кречмера, командира субмарины «U-99». 1939-1941», Теренс Робертсон).

В субботу Балл собрал своих офицеров и охранников и приказал приготовиться войти в лагерь и взять силой нужные 100 человек.

Кречмер также времени не терял. Он организовал оборону — 150 человек — офицеров, старшин и нижних чинов — забаррикадировались на большой кухне в кирпичном здании. Еще 100 — не далеко в другом здании. Узники вооружились стальными прутьями и палками.

На следующий день, охранники, вооруженные резиновыми дубинками и винтовками с пристегнутыми штыками, вошли в лагерь и сходу попытались взять кухню, но их быстро отбросили. После атаку направили на второй дом. В ход пошли топоры, которыми охранники разбивали двери и окна. При этом их неустанно «обстреливали» камнями и мусором из деревянных домов, расположенных между кирпичными зданиями.

Видя, что дела вторых плохи, Кречмер приказал разобрать баррикады кухни пойти на выручку второго дома. Охранники, атакованные с флангов и тыла в беспорядке отступили. Удивительно, но обошлось без жертв — обе стороны отделались ушибами и переломами. Наступила передышка.

Позже охранники снова пошли в атаку, теперь они использовали пожарные шланги, которые напором воды сметали баррикады. Несмотря на упорное сопротивление, битва закончилась не в пользу пленных. Однако и теперь Кречмер на отрез отказался выдать 100 человек.

Противостояние зашло в тупик. Но, вечером, по договоренности, обе стороны вышли на поле битвы, что бы ликвидировать урон от сражения. В тот момент, один капитан, когда немцы выходили из своих бараков, ударял их по лицу и голове своим стеком. Не больно, но унизительно.

Балл сообщил, что в понедельник прибудут войска. Однако в воскресенье жизнь в лагере пошла своим чередом. Хотя, конечно, чувствовалось общее напряжение. Тут, к удивлению многих, в лагерь вошел тот самый капитан и стал прохаживаться по лагерю. Кречмер как раз стоял у своего барака и беседовал с двумя офицерами, когда увидел капитана в сопровождении старшего охранника.

Он относился к заключенным корректно и дружелюбно, и против него немцы ничего не имели. Кречмер набросился на капитана и повалил его на землю, а один из офицеров нанес щадящий удар охраннику, что бы вывести его из игры. Капитан был избит, а затем затащен в барак. Там ему были накинуты тряпки на руки и связаны за спиной.

Тем временем подняли тревогу. Кречмер хотел торжественно вывести «пленного» капитана к воротам, однако когда он вышел из барака, охранники на вышках открыли огонь. Капитану удалось сбежать, а Кречмер и другие офицеры вынуждены были ретироваться.

Утром в лагерь прибыл батальон канадских войск. Немцы, во главе с Кречмером, вышли им навстречу. Вместо касок они привязали на голову подушки, а в руках были неизменные палки и пруты. Канадцы понимающе отнеслись к ситуации и отбросили штыки. В лагере снова разгорелось сражение.

Первая линия обороны отступила к домам, и на солдат посыпались камни с близлежащих домов. Сперва началось беспорядочное отступление, однако, перегруппировавшись, канадцы снова бросились в атаку. Численное превосходство было на стороне канадцев и к вечеру все было кончено.

Поздно вечером все пленные были построены и немцы молча смотрели, как их товарищей заковывают в кандалы и уводят.

Уже спустя два дня, кандалы стали надевать только на утренней и вечерней проверке, а через неделю и вовсе все спустилось на тормозах, и все вернулось на круги своя.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий