Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

КОРОТКО О СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ

Комплексная Сказкотерапия – это отечественный психологический метод, сейчас уже система знаний. Автором которой я являюсь.
Традиционно сказки считаются «детским материалом». Однако изначально я создавала свой метод именно для взрослых, которые оказались в трудной, даже кризисной жизненной ситуации. Это ситуации, когда у человека путаются мысли и он не владеет своими чувствами. И нам хорошо известно, что если подобные стрессовые состояния продолжаются длительное время, то это неизбежно отражается на физическом здоровье человека. Проблемы нервной и сердечно-сосудистой системы у взрослых людей – это частое следствие пережитого ими стресса. И мне очень хотелось помочь чувствам, самоощущению человека, его отношениям с самим собой и другими с помощью сказки. Потому что я была убеждена, что именно сказочным языком возможно описать те тонкие скрытые процессы, которые происходят внутри человека. Многие из них не фиксируются сознанием, но существенно влияют на самочувствие.
Я стала описывать истории жизни людей, причины, которые привели их к кризису сказочным языком. То есть человек становился главным героем сказки и мог посмотреть на свою жизнь со стороны, увидеть скрытые причины, приведшие его к кризису, или посмотреть на стрессовую ситуацию глазами сказочника. Ведь если посмотреть на сюжет любой сказки – в качестве завязки выступает стрессовая ситуация разной степени тяжести. Поэтому это только кажется, что сказки свободны от стресса. И, кстати, сказки, благодаря динамичному сюжету делают ребенку первую психологическую прививку от стресса. Слушая сказку, ребенок эмоционально сопереживает героям, опосредованно переживая стрессовую ситуацию. Так включается и укрепляется его жизненный и социальный иммунитет.
Описывая истории людей как сказку, я заметила, что такие истории обладают серьёзным терапевтическим эффектом. Те люди, которые из-за стресса имели нарушения сна, — становились спокойнее и начинали потихоньку спать. Те люди, которые не могли найти решения важной проблемы, находили его. Почему Просто потому, что человек, слушая описание своей жизни как бы со стороны, восстанавливал связь с самим собой, становился более целостным. Можно сказать – «исцелялся» — то есть приходил к целостности из диссоциированного состояния.
Приведу вам один пример такой сказки, по которому вы легко поймёте жизненную историю человека. Я говорила так: «Позвольте, чтобы немного вас отвлечь от ваших тревог, я расскажу вам одну историю. Возможно, она покажется вам чем-то близкой, а может – и далекой. Это сейчас не так важно. Попробуйте просто отвлечься от тех дум, которые похищают ваш покой. Итак… В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был один человек. У него было очень большое и доброе сердце. Казалось, что в этом сердце способны уместиться все человеческие проблемы и их решения. Вы уже догадались, что наш герой был очень отзывчивым человеком. Надо ли говорить, что окружающие люди частенько этим пользовались О да, они приходили и жаловались на жизнь, и наш герой сразу брался помогать им, бросая собственные дела. Его бедное сердце так переживало за всех! Оно так просило нашего героя быть благоразумнее! Но… он был глух к просьбам собственного сердца, за то чуток к жалобам других людей. И тогда сердце попросило покоя. Оно подумало: у всех есть выходные дни, а у меня нет! Это несправедливо! Вы знаете, что бывает, когда сердце запросит отпуска О, это не понравится ни одному человеку! Ведь если сердце возьмёт себе отпуск даже на несколько минут, жизнь человека встанет под сомнение! Поэтому сердце очень терпеливо. Вот и в этот раз оно сообщило нашему герою о своем желании отпуска через острую боль, и даже попросило дыхание задержаться, чтобы сообщение точно дошло до разума. И наш герой понял, что сейчас он сам стал тем, кто нуждается в помощи. Первый раз в жизни он принял жалобу не другого человека, а своего собственного сердца. Так между ними установился контакт. Как он развивался – это отдельная история. И я, если вы захотите, обязательно расскажу вам об этом! Но главное для нас сейчас то, что наш герой понял – сердце нужно беречь. Эта история положила начало осознанной дружбе разума и сердца, благодаря которой наш герой стал чувствовать себя лучше. А что касается его страстного желания участия в жизни других людей, оно стало меньше. Просто потому что он понял, что многие свои трудности люди могут разрешить сами. Ведь недаром говорят, что трудности даются для труда. Стоит ли выполнять чужую работу, когда у тебя есть своя собственная, требующая приложения сил!.».
Дорогие друзья, думаю, вы поняли, что я описывала историю человека, имеющего проблемы с сердцем, которые появились вследствие его гиперответственности и гиперсоциальности. Эта маленький пример начала клинической сказкотерапии. Которая стартует с описания анамнеза в сказочной форме. Основываясь на своей обширной практике, я могу утверждать, что даже подобное описание истории проблемы, истории болезни является благотворным. Человек становится спокойнее. А это основа для выздоровления, и реабилитации после инсульта. Ведь без смены жизненной позиции есть опасность рецидива.
Как говориться, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Комплексная Сказкотерапия – это деликатное воздействие на сознание, чувства, мироощущение человека с помощью доброй и точной сказки, посредством особого «сказочного языка» образа, метафоры. И чтобы точно воздействовать, надо знать и уметь конструировать такие образы и метафоры. Для создания точного аппарата целевого сказкотворчества я много лет исследовала сказки разных народов и сочетала это с анализом жизненных историй, которые приносили мне клиенты. Я установила существование некоторых закономерностей развития сказочных сюжетов и сюжетов судеб, сюжетов взаимоотношений людей друг с другом. Поскольку эти закономерности повторялись в фольклоре разных народов, и в жизнях людей разных национальностей, — я предположила, что мы имеем дело с устойчивыми законами жизни.
В психологии благодаря Карлу Густаву Юнгу мы именуем такие законы архетипами. Выделенные мною архетипы, архетипические сюжеты и стали основой для точного конструирования сказок для разных случаев психологической коррекции.
Другими словами, если говорить об адресной психологической практике, то речь идёт об использовании специально созданных точных сказок. Сказки эти создаются на основе так называемой архетипической диагностики. То есть установления того, какой жизненный принцип работает в конкретной проблеме человека. Неважно, взрослого или маленького.
Это не означает, что сказкотерапевт не использует те сказки, которые нам достались из фольклора или благодаря литературному творчеству писателей-сказочников! Конечно, мы используем существующие сказки, народные и авторские. Но сначала анализируем их, открываем что они несут, а затем рассказываем их, точно расславляя акценты и организуя специальное обсуждение. Только в этом случае, это будет именно сказкотерапией.
Детские невропатологи лечат тики, страхи, гиперактивность, энурезы и энкопрезы. Сказкотерапевт может любой клинический симптом зашифровать в сказку. Например, лицевой тик – обозначить в сказке как «танцующее лицо», и дальше развить эту метафору, создать сюжет о том, почему лицо решило танцевать и как оно отказалось от этой привычки. Допустим, гиперактивность обозначить в сказке как избыток жизненной силы, и далее построить сюжет как герой научился управлять этим избытком, и через какие приключения он прошёл, чтобы это случилось. Создавая сказку в случае энуреза, мы рассказываем о том, как циркулирует вода в организме, как она превращается в урину, и дарим герою сказки чудесный будильник, который станет будить его точно в срок, чтобы своевременно вывести из организма лишнюю воду. Примерно такая же логика в создании сказок в случае энкопреза.
Что касается работы со страхами, то в Комплексной Сказкотерапии разработана целая система целенаправленного сказкотворчества в этой теме. В сказках описываются не только причины появления страха, но и способы его преодоления. Это специальные сказки для смелости девочек и мальчиков. Помните, как волшебник Гудвин превратил Трусливого Льва в смелого. Он просто помог ему поверить в то, что у него внутри достаточно смелости. Это возможно с помощью слова, облеченного в сказку.
Словом, добрая, точная сказка может оказать поддержку практически в любой жизненной ситуации и помочь выздоровлению. Как же это происходит
Сказочные сюжеты описывают многообразные жизненные ситуации, способы преодоления трудностей, процесс принятия судьбоносных решений; также сказочные сюжеты вмещают в себя и опыт ошибок, сделанных и исправленных, сказочными героями. Сколько жизненных ситуаций, историй, решений, болезней и выздоровлений описано в сказках и мифах разных народов, сколько их описано в авторских сказках Миллионы, миллиарды, триллионы И, представьте, весь этот богатейший опыт жизни через сказку поступает в подсознание ребенка. И образует там специфическую Библиотеку Жизненных Ситуаций, способов поведения, реагирования, принятия решений, жизненных выборов. Это огромнейшая библиотека уже сама по себе становится фундаментом жизненной прочности.
Я проводила исследование несовершеннолетних правонарушителей. Мы с коллегами установили, что большинству из них не читали в детстве сказки. И для всех было характерно глубокое чувство социальной беспомощности. Его можно было бы сформулировать так: «Что я могу Да ничего не могу!».
Сегодня я наблюдаю, как в благополучных семьях родители делают ту же ошибку, что и родители в семьях социального риска – они перестают читать детям сказки, перестают обсуждать их с ребенком, перестают говорить о жизни «по душам». И возникает риск формирования комплекса социальной беспомощности у детей из весьма благополучных семей, которые в будущем должны стать организаторами социальной жизни.
Важной основой социальной силы, социального и нравственного иммунитета является упомянутая мною Библиотека жизненных ситуаций. Её необходимо формировать в раннем возрасте. Если это не успевают делать родители, то эта задача ложится на плечи бабушек, воспитателей, педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования и даже врачей! Потому что очень часто такие неврологические проблемы как тики, заикание, страхи, энурезы, энкопрезы, — являются следствием несформированности глубинного фундамента жизнепрочности, Библиотеки жизненных ситуаций. Причем, для формирования такого фундамента важно не только принять информацию о жизни в форме сказки, но и переработать её, осмыслить. А для этого важно не только сказки читать и рассказывать, смотреть как фильмы и мультфильмы, но и обязательно обсуждать со взрослым.
Сказкотерапевты говорят: «Сказка – это повод для беседы о жизни». Жизненный опыт родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, врачей и других взрослых не может выражаться только в запретительной форме. Например, «не делай этого, мама лучше знает!». Для ребенка крайне важен тот жизненный опыт, который он осмыслил. Что значит осмыслил: то есть понял, что произошло, почему это случилось и чему это научило. Только так ребенок получает шанс формирования запаса жизненной прочности, банка жизненных ситуаций, — а значит, и иммунной системы. Причем, многоуровневой иммунной системы: физической, социальной, нравственной, духовной.
Это лишь малая капелька азов Комплексной Сказкотерапии. Но если бы вы спросили меня, а что самое главное в этом методе, — я бы ответила, что САМОЕ ГЛАВНОЕ В СКАЗКОТЕРАПИИ – ЭТО ОСОБЕННЫЙ СКАЗОЧНЫЙ ЯЗЫК. Если использовать красивую метафору, то можно сказать, что это ЯЗЫК ЛЮБВИ. К человеку, природе, всему Мирозданию.
Как говорят мудрецы, важно не что сказать, а КАК сказать. Известна древняя история о том, как одному могущественному властелину приснилось, будто бы у него выпали все зубы. И толкователи сочувственно напророчили ему потерю близких. За что разгневанный правитель бросил их в темницу. И лишь один мудрец сказал сновидцу: «О, светлейший, ты переживёшь всех своих родных!».
Одну и ту же информацию можно упаковать в разную форму. Сама словесная форма может как вызвать стресс, травмировать, — так и поддержать. Хотя информационное послание будет идентичным. Думаю, вам это хорошо знакомо.
Приведу вам пример. Бабушка приводит внука 6-ти лет к специалисту и говорит: «Сделайте с ним что-нибудь, он последнее время стал всего бояться. Родители далеко, и он боится, что когда они будут возвращаться домой, их самолет взорвётся. Он часто ноет, что никогда больше не увидит родителей. Стал часто болеть, отказывается ходить в садик! Как в школу пойдёт – не знаю! А родители ещё долго будут в командировке!». Мы с вами понимаем, что мальчик тоскует по родителям. А его тоска приводит к нему в сердце свою подружку – тревогу. А тревога зовёт своего старого друга – страха. Что можно сказать этому ребенку сказочным языком
Может быть, так: «Солнышко, тебя нетрудно понять! Когда близкие люди, особенно родители далеко, мы скучаем по ним. А когда давно не видим, нам начинает казаться, что не увидим их никогда. Но это совсем не так! Дело в том, что в нашем сердце живут самые разные чувства. И разные чувства образуют разные группы друзей. Как и у вас в садике. Есть те ребята, которые хорошо дружат между собой, а есть такие, которые только знают друг друга по имени. Что касается чувств, то Радость дружит с Интересом, Удовольствием, Счастьем. А вот грусть-тоска водит дружбу с тревогой, обидой, злостью и страхом. У тебя есть твой верный друг и помощник – твой Разум! А чувства хотят влиять на него, чтобы становиться в сердце главными. Бывает, что Разум начинает слушать грусть-тоску, и тогда вся группа этих друзей становится главной в твоем сердце. Этого допускать никак нельзя! Разуму нужно учитывать голос, мнение всех чувств.
Но что же делать, если Разум уже почти подружился с грустью-тоской, злостью, обидой, страхом Здесь на помощь приходит добрая волшебница по имени Любовь. Любовь приходит и говорит Разуму: «Очнись, мой друг! У тебя столько дел! Да и твоим близким нужна помощь! Хватит думать о них с тревогой и грустью! Подумай о них с любовью! А лично берусь доставить слово любви от тебя твоим родителям!». Так твёрдо говорит Любовь. Это нужно, чтобы Разум очнулся от недоброй дружбы и принялся за достойные его дела! Хочешь, я расскажу тебе, как думать о близких с любовью Как готовить и дарить им волшебные подарки особенно тогда, когда их нет рядом Если, да, мы с тобой нарисуем невидимый глазами волшебный мост, который соединяет сердца любящих друг друга людей. Давай рисовать!».
Сказочный язык помогает нам не только сочинять добрые и точные сказки для конкретных клинических ситуаций, — сказочный язык помогает нам проводить тонкую работу с чувствами человека и процессом СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ. Дело в том, что в зависимости от того, каким СМЫСЛОМ внутренне наполняет человек некоторую ситуацию, тем она и оборачивается для него. Наполнит смыслом стресса, потери, — и эти чувства и мысли станут подтачивать его тело, создавая условия для развития заболеваний. Наполнит смыслом некой жизненной задачи, — и тогда найдутся внутренние силы, чтобы разрешить внешние и внутренние противоречия.
Благодаря сказочному языку осуществляется сказкотерапия смыслообразования и отношения к себе, жизненной ситуации, собственному состоянию.
Приведу пример, как это происходит со взрослым человеком. Чтобы отвечать на непростые жизненные вопросы взрослых и менять вектор их смыслообразования, я придумала сказочного персонажа – Фею Добрых Возможностей по имени Флури. Хоть она и молода, но ей больше трёхсот лет, и у нее за плечами учёба в Академии Доброго Волшебства. Поэтому ей по силам отвечать на сложные вопросы людей.
Сказкотерапевт может делегировать право отвечать на сложные вопросы сказочным языком некому сказочному персонажу. Я придумала фею Флури. Другой сказкотерапевт может придумать своего персонажа-помощника. Кстати, о приключениях феи Флури вышла моя новая книга, сказкотерапевтический роман под названием «По дороге Любви». Обычно я пишу короткие сказки для своих клиентов, а это полноформатная сказкотерапия для женщин. Я предприняла этот опыт, потому что не все люди могут позволить себе прийти к психологу, но многие нуждаются в своевременной помощи, чтобы не доводить дело до физических недомоганий.
Я привела пример, как с помощью сказкотерапии, точнее – одного из её инструментов – сказочного

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий