Реальные эксперименты в стиле Франкенштейна и сумасшедшие учёные, стоящие за ними

В течение многих десятилетий до и после выхода книги Мэри Шелли несколько известных учёных использовали свои блестящие умы для воплощения в жизнь экспериментов в стиле Франкенштейна при помощи волшебной силы электричества.

В 1818 году 20-летняя женщина по имени Мэри Шелли анонимно издала свой первый роман. Книга под названием «Франкенштейн, или Современный Прометей» рассказывала историю известного всем сумасшедшего учёного, который вернул к жизни труп и создал монстра.

Хотя Шелли намеренно опустила в своей книге все подробности того, как именно доктор Франкенштейн привёл труп в чувства, в современных интерпретациях романа почти всегда присутствует удар молнии, возвращающий существо к жизни. Это современное клише может и не быть именно тем, что имела в виду Шелли, когда писала книгу, но на самом деле оно не далеко от способа, который использовали учёные того времени в своих лабораториях.

Луиджи Гальвани

Возвращение к жизни мёртвых при помощи электричества было старой идеей, даже когда Шелли начала писать в 1818 году. За десятилетия до этого, в 1780 году, итальянский учёный по имени Луиджи Гальвани заметил эффект, который привёл его на путь ужасных экспериментов, которые, возможно, и стали вдохновением для Шелли.

В том году Гальвани был лектором в Болонском университете. Учёные конца XVIII века не обязательно были узкими специалистами, и Гальвани интересовался всем. Одновременно он был и химиком, и физиком, и анатомом, и врачом, и философом; и он, кажется, отличился во всём.

К 1780 году Гальвани уже председательствовал в Департаменте акушерства и гинекологии больше дюжины лет и провёл обширную работу над изучением слуха и зрения животных. Когда та линия исследований (и, по-видимому, акушерство) ему наскучила, Гальвани обратил своё внимание на лапы лягушек. Согласно легенде, которая позже появилась вокруг его работы, Гальвани медленно препарировал нижнюю часть животного, когда скальпель его помощника коснулся бронзового крюка в плоти лягушки. Внезапно её нога дёрнулась, как будто она пыталась отпрыгнуть. Именно это и породило идеи Гальвани.

Гальвани издал результаты своей работы в 1780 году вместе с теорией о том, что происходило. В его модели мёртвые мышцы содержали немного жизненной жидкости, которую он назвал «животным электричеством». Это, как он утверждал, было подобно (но существенно отличалось) типу электричества во время молнии или ходьбы по ковру.

Он думал, что электрический контакт оживлял любое животное электричество, оставшееся в лапах. Из-за этого вспыхнул спор с Алессандро Вольтой, который сначала подтвердил результаты эксперимента Гальвани, но не согласился с ним в том, что существовало что-то особенное в животных и их электричестве.

Удар током и есть удар током, парировал он, а затем изобрёл довольно эффективную аккумуляторную батарею, чтобы доказать это. К 1782 году Вольта сам бил током все виды мёртвых животных, чтобы доказать, что любое электричество может дать результаты.

Джованни Альдини

К тому времени, когда Вольта конструировал свои первые вольтовые сваи, Гальвани был слишком стар, чтобы начинать войну из-за своей теории. Вместо этого, защита его идей легла на плечи его племянника, Джованни Альдини, и тут всё стало по-настоящему странным.

18 января 1803 года человек по имени Джордж Форстер был повешен в Лондоне. Суд признал его виновным в убийстве жены и ребёнка. Форстер умер мгновенно, и его тело было быстро доставлено Джованни Альдини, который переехал в район Ньюгейт, чтобы быть ближе к казни, которая там произошла. Очень быстро Альдини собрал аудиторию студентов-медиков и любопытных зрителей и начал работать над трупом.

Во-первых, он пошевелил конечностями и ударил тело по лицу, чтобы продемонстрировать, что Форстер действительно был мёртв. Затем он намочил уши трупа солёной водой и засунул в них губки для лучшей проводимости электричества. Наконец, он присоединил электроды к каждому уху и дал разряд тока в голову мертвеца.

Вот слова напуганного репортёра, который был свидетелем демонстрации: «После первого применения электричества челюсти покойного преступника начали дрожать, а смежные мышцы были ужасно искажены, и один глаз был открыт. В ходе дальнейшего процесса была поднята и сжата правая рука, а ноги и бёдра были приведены в движение».

Всем, кто наблюдал, могло показаться, что Альдини воскрешал убийцу из мёртвых. Это было, очевидно, страшной мыслью для многих людей. В правительственных кругах даже начали задавать вопросы о том, чего потребует закон, если Форстер на самом деле вернётся к жизни, и все согласились на том, что он должен быть повешен во второй раз.

Реальные эксперименты Альдини в стиле Франкенштейна стали обсуждаемой темой Лондоне, и идеи его дяди о животном электричестве начали выглядеть реальными.

Эндрю Юр

Пока Альдини экспериментировал с казнёнными преступниками в Лондоне, молодой шотландский ученый и «библейский геолог» по имени Эндрю Юр получал свою степень в Глазго. Юр был ещё одним из тех обобщённых гениев, которые интересовались всем.

Для его энциклопедии о производственных процессах, написанной в 1830-х годах, как говорят, понадобились 19 опытных переводчиков, чтобы перевести её правильно на французский язык. Окончив университет и отправившись на поиски новых предметов для изучения, Юр счёл работу Альдини захватывающей и решил попробовать свои силы.

К 1818 году Юр наладил собственную бесперебойную поставку недавно повешенных преступников для проведения экспериментов. В Великобритании тогда не существовало нехватки трупов, так как приблизительно 300 преступлений карались смертной казнью, таким образом, Юр был сильно занят.

В отличие от современных медицинских исследователей, Эндрю нравилось, когда толпа смотрела на процедуры, которые не были экспериментами, так как считались общественными паноптикумами, которые помогли Эндрю создать репутацию научного волшебника. Как и Альдини, он специализировался на ударах током различных частей тела с целью заставить их двигаться. И также как у Альдини, научная законность этих действий была весьма сомнительной, так как Юр, казалось, не отвечал ни на какие конкретные вопросы своей работой. Это, по-видимому, выглядело довольно круто: «Каждая мышца тела была немедленно приведена в действие конвульсивными движениями, напоминающими сильное дрожание от холода… При перемещении второго прута от бедра до пятки ранее согнутая в колене нога выпрямлялась с такой силой, что могла запросто сбить с ног одного из помощников, которые напрасно пытались предотвратить её движение. Тело даже совершало дыхательные движения при стимуляции диафрагмы. Когда стимулировался надглазный нерв, каждая мышца одновременно выражала несколько эмоций: гнев, ужас, отчаяние, мучение и ужасные ухмылки, объединяя их в отвратительное выражение лица убийцы, далеко превосходящее самые дикие представления Фюссли или Кина. В этот момент несколько зрителей были вынуждены покинуть помещение из-за страха или отвращения, а один джентльмен упал в обморок».

Юр в итоге закончил свои реальные эксперименты в стиле Франкенштейна, а местные церкви агитировали запереть его в тюрьме, если он не прекратит вызывать дьявола в своей лаборатории. Он вовремя оставил попытки вернуть труп к жизни, правильно придя к заключению, что это пустая трата времени, а затем обратил своё внимание на более продуктивные исследования, такие как изучение единиц измерения объёмов и конструирование рабочего термостата.

Он также провёл годы между 1829-м и 1857-м (год его смерти), неистово утверждая, что Земле 6000 лет и что «истинная наука» всегда соглашается с Библией.

Попытки ХХ века

Работы последователей Гальвани в основном сошли на нет после 1820-х годов. Даже Урэ отказался от своей ранней работы в пользу температурного регулирования и пророчеств Библии. Советский Союз, однако, не сталкивался с теми же самыми буржуазными ограничениями, когда дело касалось безумной науки.

К началу 1920-х годов, ещё до победы большевиков в гражданской войне, российский учёный вернулся к экспериментам. Кроме того, он получил результаты.

Сергей Брюхоненко был российским учёным революционной России, который изобрёл автожектор, или аппарат искусственного кровообращения. Он существует и сегодня, и дизайн Брюхоненко был довольно неплох, но способ, которым он проверил его, действительно жуткий.

Во время своих первых экспериментов Брюхоненко обезглавил собаку и тут же подключил её к аппарату, который выкачивал кровь из вен и циркулировал её через фильтр для насыщения кислородом. Согласно статье Брюхоненко, он поддерживал отрезанную голову собаки при жизни более полутора часов, прежде чем появились тромбоны, которые убили собаку на столе. Эти исследования были задокументированы в фильме 1940 года «Эксперименты по возрождению организмов».

Это не было формальным возвращением к жизни, но это было чёткой целью Брюхоненко – найти способ вернуть к жизни погибших за государство советских мужчин.

По данным советского научного конгресса, Брюхоненко действительно сделал это в 1930 году. Заполучив труп человека, который совершил самоубийство и был мёртв несколько часов, команда подключила его тело к автожектору и пустила настоящее «ведьмино варево» из странных химикатов в его кровоток.

Грудная клетка трупа была раскрыта, и команда, предположительно, снова запустила его сердце. История рассказывает, что они получили устойчивый сердечный ритм, и мертвец начал стонать, как настоящий Франкенштейн. На данном этапе все серьёзно разволновались и прервали эксперимент, позволив человеку умереть навсегда.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий