А.Ф. Лосев. «Эстетика Возрождения».

Одна из самых крупных работ русского философа, филолога Алексея Федоровича Лосева и обязательная к прочтению для всех, интересующихся Ренессансом (в этой же книге расположена работа «Исторический смысл эстетики Возрождения»). Наверное, не стоит говорить, что по масштабу, систематичности, продуманности, эрудиции, широте материала, глубине обобщений, смелости и оригинальности мысли лосевские «эстетики» мало с чем можно сравнить. «Эстетика Возрождения» в свое время наделала много шума: «критика» «возрожденчества» Лосевым показалось многим слишком резкой, пристрастной. «Критика» эта восходит к Флоренскому, даже к Чаадаеву: Ренессанс был бунтом против христианства, началом «гниющего Запада», восстанием «титанизма» с его «обратной стороной» и т. д. и т. п. Об этом надо, конечно, думать и спорить. Приведем слова В. Бибихина, ученика Лосева и великолепного знатока Ренессанса для некой «балансировки»:

«За современной провокативной вежливостью к человеку стоит, как думают, ренессансный гуманизм, возвеличение человека или, как мы читаем у одного исследователя, «ценность личности». Но достоинство человека лишь одна из ренессансных тем. В качестве ее оборотной стороны у Петрарки, Леонардо, Макиавелли развернут такой жесткий разбор человека, который по проникающей остроте не превзойден до новейшего времени, до XX века, эпохи тотального разоблачения. А. Ф. Лосев называет главным итогом своих долголетних размышлений о Ренессансе отказ в отношении его от «монистической формулы». (Почему только от монистической почему не от всякой формулы) Он видит «неимоверный дуализм» ренессансной мысли прежде всего в оценке человека. (Почему дуализм, а не трезвая зоркость) Книга Лосева об эстетике Возрождения кончается захватывающим и захваченным описанием «дуализма», который нес в себе такое напряжение, что накопил в себе долгий запас исторической энергии. Это верно сказано. Неясен, непонятен только оттенок инквизиции, готового жесткого суда, с каким Лосев говорит о небывалом ренессансного человека. «Не было другой… эпохи, которая с подобной силой утверждала бы человеческую личность в ее грандиозности, в ее красоте и величии… Однако самые крупные, самые великие деятели Ренессанса всегда чувствовали ограниченность человеческого существа… Поразительно то, с какой силой, с какой откровенностью и с какой беспощадностью возрожденческий всесильный человек сознавал свое бессилие».

Едва ли схема дуализма и полярного напряжения даст больше, чем любая другая. Почему в событии не быть дуализму и напряжению, что особенного в этом образе из диалектики природы Неприменимость схем, быстро осаживающая всякого изучающего, который начал подробно всматриваться в событие, с растущей настоятельностью убеждает слушать наконец не себя».

В другом месте Бибихин называет Лосева «автором одной из самых ярких концепций Ренессанса как культурного явления».

СОДЕРЖАНИЕ:

Восточное Возрождение
Западное Возрождение

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭСТЕТИКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основные принципы
Платонизм, неоплатонизм и гуманизм
Бытовые типы Возрождения
Обратная сторона титанизма
Идеализм и материализм

ПРОТОРЕНЕССАНС XIII в.

Философско-эстетическое учение
Искусство и литература

ПОДГОТОВКА РЕНЕССАНСА В XIV в.

Философия
Аллегоризм
Некоторые литературные данные
Общий результат рассмотренной эпохи

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Общая характеристика
Математическое оформление имманентно-субъективной интуиции. Учение о перспективе
Непосредственный канун эстетики раннего Возрождения и первые его представители
Расцвет раннего Возрождения. Леон Баттиста Альберти

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Николай Кузанский
Платоновская академия во Флоренции
Лоренцо Валла
Пьетро Помпонацци
Гуманистическая направленность Возрождения
Общее заключение

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОСНОВА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Сандро Боттичелли
Леонардо да Винчи
Микеланджело

МОДИФИЦИРОВАННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Поздний Ренессанс или начало разложения Ренессанса)

Проблема модифицированного Возрождения
Маньеризм
Итальянский пантеизм XVI в.
Фрэнсис Бэкон и его символическая эстетика

БОЛЕЕ ОСТРЫЕ ФОРМЫ ЭСТЕТИЧЕСКИХ МОДИФИКАЦИЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ НА СЕВЕРЕ

Готическая эстетика
А.Дюрер и М.Грюневальд
Один из частных примеров (открытие пейзажа)

ВНЕХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ XV–XVI вв.

Наука
Религия
Общественно-политическая жизнь
Савонарола

РАЗЛОЖЕНИЕ ЭСТЕТИКИ РЕНЕССАНСА В ЛИТЕРАТУРЕ XV–XVI вв.

Разложение возрожденческой эстетики во Франции в XV-XVI вв.
Гибель эстетики Ренессанса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общий итог эстетики Возрождения.

Ватикана

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий