Шлем неопалимых иудеев

Говорят, прикольную золотую «тюбетейку», украшенную православным крестом, Владимиру Мономаху подарил его дедушка, греческий император Константин. В знак преемственности византийской власти и растущей мощи Киевского государства. Судя по официальной летописной версии, византийцы даже предприняли экспедицию к мощам трёх несгораемых иудеев (выживших в печи царя Навуходоносора), чтобы отыскать данный головной убор. Тем не менее злые языки утверждают, что реально внук с дедом никогда не встречались, а килограммовый колпак с опушкой прислал на Русь ордынский хан Узбек, отметив достижения московского офиса. И вроде бы с лёгкой руки Ивана III русские цари полюбили щеголять в шапках тюрко–монгольского образца, испытывая необъяснимую тягу к восточному дизайну. В одних они венчались на царство, в других воевали, а уж про арабские письмена на шлемах не писал только ленивый. Невольно вспоминается нетленное:
Да, скифы мы! Да, азиаты мы! С раскосыми и жадными очами…
Вот только азиатами Рюриковичи быть никогда не стремились, мечтая о славе преемников Восточно–Римской империи. Для этого они придумали себе особый титул — самодержец, кальку с греческого автократора. А вся эта тема с монгольскими чепчиками и арабской вязью не более, чем политическая возня и инсинуации. Впрочем, давайте по порядку.

За третий Рим
Лозунг «Москва — третий Рим» на Русь подкинули латиняне. Турецкие оттоманы, оккупировавшие Константинополь, грозили Европе тотальным вторжением, и Ватикан всерьёз озаботился поиском новых партнёров. Иван Васильевич III показался отличной кандидатурой, и после долгих уговоров ему всучили в жёны Софью Палеолог, тучную бесприданную девицу, бежавшую от османского плена. В 1473 году сенат Венеции сделал Ивану предложение, от которого, казалось бы, невозможно было отказаться: «… Восточная империя захваченная турком, должна, за прекращением императорского рода в мужском колене, принадлежать Вашей сиятельной власти в силу Вашего благополучного брака…» Однако счастливый молодожён пошёл другим путём, — узаконив родство с императорским домом, он полностью потерял интерес к его планам. Московский князь понимал: прежде, чем наследовать геморрой с Византией, требовалось разобраться с собственными проблемами. И первом номером здесь по–прежнему выступало монголо–татарское иго, к тому времени уже порядком подзахиревшее.

Международная панорама
Монгольский мир сотрясала междоусобица, Золотая Орда распалась на части, как когда–то Киевская Русь, дав начало восьми ханским образованиям. Тогдашний глава Большой Орды Ахмат, наследник древних традиций, пытался возродить сильную власть, но его уже не воспринимали всерьёз: сначала отвалилась Астрахань, а потом и Москва прекратила выплачивать дань. Понимая, что неотвратимо сдаёт позиции, ордынский правитель начал готовить возмездие. Обстановка складывалась благоприятно: польско–литовский Казимир слал Ахмату респекты с запада, ливонские рыцари вторглись в псковские земли, и даже родные братья Ивана, удельные князья Андрей и Борис, подняв мятеж, ушли искать счастье на литовской стороне. Увы, но те времена, когда Орда выставляла зараз сотню тысяч бойцов, закончились, и теперь Ахмат едва смог собрать 30–40, отчаянно рассчитывая на Казимира. Примерно теми же силами располагал и Иван, имея в запасе верную Тверь. Дальнейшее развитие событий, получивших название «Стояние на Угре», до сих пор вызывает вопросы. Единый ответ есть только у верующих: присутствие чудодейственной иконы Владимирской богоматери кардинально решило проблему ига. Соперники, плюнув на решающий бой, практически одновременно повернули домой, для хана Ахмата этот путь стал последним.

Подарок от дедушки
По мере укреплении власти великого князя Московское княжество превращалось в династическое государство, рубежи которого требовалось крепить, границы расширять, а престол — гарантированно передавать по наследству. А значит должен был присутствовать стандартный набор мер по защите трона: с завещанием, пышным ритуалом, кучей священных регалий, фамильным древом и сборником династических преданий! «Грекиня» Софья Палеолог, невзирая на избыточный вес, оказалась порядочной стервой, расколовшей двор на две группировки, вследствие чего Иван III поначалу решил передать власть внуку Дмитрию, оставшемуся по линии первой (тверской) жены. И вот тогда, в 1498 году, в новом церемониале венчания на царствование всплыла загадочная царская шапка. Уже через пару десятков лет её предъявляли иностранным гостям в качестве исконного доказательства легитимности власти. Немецкий дипломат барон Герберштейн писал в начале XVI века: «…Шляпа на их языке называется schapka; её носил Владимир Мономах и оставил её, украшенную драгоценными камнями и нарядно убранную золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками, будучи подвешены на золотых проволочках…» Реально откуда она взялась, никто толком не знает: в 1520–е Рюриковичи запустили слезливую story про память от византийского дедушки, нынешние исследователи пытаются увязать её с некоей «золотой шапкой» из завещания Ивана Даниловича Калиты. Ну а поскольку хитрый московский «градоначальник» тесно тёрся с ордынским ханом Узбеком, почему бы не сделать венец наградой от азиатского босса

Чепчик ханской жены
Собственно всё, что мы имеем: комплект из 8 золотых филигранных пластин, выполненных в технике накладной скани с зернением, украшенных жемчугом и драгоценными камнями. Между собой пластины довольно неаккуратно собраны золотой проволокой и местами не совпадают по форме. Навершие с крестом явно из другой оперы, а соболиная опушка скрывает добрую треть деталей. Другими словами, для изготовление шапки Мономаха использовали какой–то другой головной убор, а скорее всего — два. И самый интересный вопрос: кто приложил руку к исходным элементам — греки или ордынские умельцы Нынешние представления по теме формируют мнения двух прекрасных дам: Натальи Викторовны Жилиной, доктора исторических наук, специалиста по филиграни, и госпожи Валеевой–Сулеймановой, архитектора и потомственного искусствоведа Татарстана. Если не вдаваться в подробности, первая утверждает византийское происхождение пластин, с последующей трансформацией их в княжеский колпак, вторая — придерживается татарских корней вышеуказанных изделий. Для оживления дискуссии, видимо, добавляя женскую природу шапке–донору: дескать, отверстия для висюлек, имеющиеся в нижней части пластин, присущи только дамским моделям. Понятное дело, что облик великого русского князя, вступающего во власть в парадном чепчике ханской жены, многих манит и ласкает. Но, справедливости ради, отметим: висюльки любили и сами ромейские василевсы (вспомним мозаичный портрет Константина Мономаха), и совершенно не факт, что технологические дырки предназначались именно под них. Да и вообще, сравнительный анализ мадам Жилиной производит куда более цельное впечатление и звучит правдоподобнее.

Шишаки Ивана Красного
Но мы–то здесь не для того, чтобы кому–то безоговорочно верить, и можем с равной степенью допустить и византийское, и ордынское происхождение филигранных пластин. Тем более существует версия, что изначально делались они для воинского головного убора, классического «шишака» с вытянутым вверх шпилем. И в духовных (наследных) грамотах московских князей есть парочка таких шлемов, материал и декор которых, как нельзя лучше подходит к деталям Шапки Мономаха. Два золотых изукрашенных жемчугом и каменьями «чечака» упоминаются в завещании Ивана Красного, оставивших их своим сыновьям — наследнику Дмитрию (будущему Донскому) и его брату Ивану. В дальнейшем оба они осели у Дмитрия Донского, потом у его сына Андрея, и уже внук великого князя Михаил Верейский–Белозерский передал всё своё движимое имущество нашему Ивану III. Очевидно вместе с белозерской казной в Москву вернулись и парадные шлемы Ивана Красного. И когда московским князьям понадобилось предъявить главную династическую регалию своей страны, они вспомнили о золотых шишаках, давно пылящихся по сусекам. В результате, переделка произошла не там, где были созданы шлемы, и не на том уровне, на каком выполнены их филигранные детали. И это тоже похоже на правду.

P. S. Макиавелли одобряет
В свете всего перечисленного возникает простой вывод: какой бы ни была природа Шапки Мономаха, она появилась удивительно вовремя и в нужном месте, подчёркивая новый статус великих московских князей. Вместе с двуглавым имперским орлом, пышным дворцовым антуражем и титулом «Государь всея Руси» подняв их на недосягаемый уровень национальных лидеров. «Грекиня» Софья могла быть довольна, византийские зёрна пали на благодатную почву. Такая вот ботва, дорогие друзья. Спасибо за внимание. #Лурк_познаватлеьный #луркопаб #lm

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий