Как создать правильный текст

как создать правильный текст 1. первым делом вылейте поток своего сознания на бумагу. пишите всё, даже что откровенно неуместно, наивно, глупо, стилистически необоснованно. и как можно больше

1. Первым делом вылейте поток своего сознания на бумагу. Пишите всё, даже что откровенно неуместно, наивно, глупо, стилистически необоснованно. И как можно больше метафор — годных и негодных, главное не жалеть бумаги и не стыдиться той чуши, которая на нее выливается.
На этом этапе критики быть не должно вовсе, мысли следует литься широкой полноводной рекой, а любая плотина лишь убьет в вас вдохновение. Должно получиться солидное по размеру полотно болтологии, в котором нет связи, одна мысль сбивается на половине пути и подменяется второй, орфография хромает, а синтаксис вообще при смерти. Но в получившемся должны быть экспрессия и живость. Нет этого — удаляйте всё к черту, всё равно текст получится негодным.
Из плохой муки вкусного пирога не испечешь.
Оставляете этот поток сознания на бумаге и идете заниматься своими делами. Как минимум сутки текст должен отстояться.

2. У человека есть пять задокументированных способов чувствовать — осязание, зрение, слух, обоняние, вестибулярный аппарат.
Если вы не задействуете в своем тексте хоть один из них — считай 20% возможностей выразить желаемое уже спущены в никуда.
Допустим, вы описываете тамбур поезда на магистрали «Казань- Москва». Закройте глаза и представьте себя там.

Осязание: Гладкий холод металлической ручки — вот с чего начинается тамбур.
Зрение: Я вижу гладкие стены тесной комнатушки, что зовется тамбуром. Сверху — матово белое покрытие потолка.
Слух: Кто не слышал этого мерного стука рельс Два быстрых, затем пауза — и вновь два быстрых. Дистилированный звук дороги.
Обоняние: Спертый воздух, густо насыщенный сигаретным дымом и еле уловимым запахом машинного масла — вот что такое тамбур.
Вестибулярный аппарат: Буквально чувствуешь как тебя несет куда-то вперед, слегка потряхивая. Каждый стык рельсов отдается толчком, проходящим от пят до затылка.

Но есть еще и шестое чувство, о котором в последнее время много говорят. Это — предчувствие, еле уловимый намёк, сладкая тоска непонятно по чему. Если вам удастся вклинить в текст и его, будем считать, что вы мастер. В примере с тамбуром, я попробовал реализовать это так, собрав воедино все предыдущие отрывки:

«Гладкий холод металлической ручки — вот с чего начинается тамбур. Внутри — спертый воздух, густо насыщенный сигаретным дымом и еле уловимым запахом машинного масла.
Кто не слышал этого мерного стука рельс Два быстрых, затем пауза — и вновь два быстрых. Дистилированный звук дороги. Куда она несет тебя Хорошо, когда знаешь. Именно так жизнь стремительным потоком тащит нас безостановочно, но лишь в поезде это чувствуется отчетливо, благодаря каждому стыку рельсов, который отдается в тебя толчком, проходящим от пят до затылка.
Хорошо покурить в тамбуре в одиночестве, когда начало пути уже далеко, а конца еще не видно. Ты словно зависаешь в состоянии движения, свыкаешься с ним, а мысли твои, подгоняемые скоростью, успевают осязать то, что в обычном состоянии кажется мелочью, и находить в этом какую-то сладкую прелесть. Вокруг тебя со стремительной скоростью меняются декорации, так что не остается ничего иного чем пристально взглянуть в себя.
Как редко выдается такой момент в наше время!»

Как вы заметили, я выбросил зрительную составляющую из итогового текста, потому что ее передача мне не очень удалась. Мало кто осматривает тамбур во время визита в него. Ничего интересного для зрения там нет. Редки те сцены, которые требуется передавать всем спектром чувств, не впадайте в педантичность!
Цветущий луг, например, требует зрительного и звукового описания, остальное — по желанию.

3. Через сутки жар, который топил тебя угас. Текст остыл.
Настало время заняться инженерией. Текст на данном этапе — набор мыслей и заготовок, который надо привести к общей конструкции.
Определите какой блок может являться затравкой к посту, что будет положено в фундамент, на чем будут держаться стены конструкции, а что станет эндшпилем и выводом. Расположите блоки в данном порядке, смазывая их клеем логики, ведь переходы должны быть не только плавными, но и обоснованными.
От первоначального объема должна остаться треть, не более.
Особенно рьяно прополите грядку метафор, следует оставить только самые яркие и образные. Метафора — одновременно и душа и убийца текста. Ложная метафора может увести мысль читателя не в ту степь, запутать и замудрить его.
Чехов говорил: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить». Это касается и грамотно построенного текста. Если ты упоминаешь нечто, это должно органически вклиниться в дальнейшую кайму рассуждений. Не должно быть бесхозных блоков, каждый конструкт должен выполнять свою функцию. В идеале смотрите так: если блок можно выкинуть без ущерба для текста, то его обязательно надо выкинуть.

4. Можно, конечно, заменить дождь осадками природного явления, но это уже первый признак зарождающейся графомании. Лучше так не делать. Дождь есть дождь, ежели назвать его другим термином, дополнительного смысла это не прибавит.

5. Многие не советуют вставлять деепричастные и причастные обороты в текст, так как это усложняет чтение. Со своей стороны я немного подкорректирую формулировку: не стоит вставлять обороты там, где этого можно избежать, но и излишне упрощать текст в угоду читателю с клиповым мышлением тоже не стоит.
Гостя никто не принуждает спать на коврике у порога, но и в супружескую постель его не пускают.
Помните о собственном достоинстве, примитивность — еще не повод идти у нее на поводу.
Однако, я встречал людей, которые создавали такие сложносоставные текстовые конструкции, которые приходилось осмыслять по минуте — это тоже никуда не годится. Люди должны думать над смыслом текста, а не корпеть над вашими паззлами.

6. Обсценная лексика, она же мат, должна придавать контраст, по крайней мере, таким образом использую ее я.
Сто раз повторенное «бля» не сделает ваш текст выразительным, но единожды вставленное в нужное место, оно поможет взбодрить читателя словно ушат ледяной воды. Мат должен бить под дых, выбивая воздух из легких. «Эх как, ядрёно!» — вот что должен думать читатель.

7. После сделанной работы остается лишь оставить текст в таком виде еще на пару часов, а придя к нему после — лишь подкорректировать ошибки, опечатки, неточности, проверить факты и цитаты, а затем прочитать на новый лад, со свежей головой. Текст должен вливаться гладко, без затычек и порогов. Если не просчитывается общая мысль — очень плохо. Размытость еще никогда не делала текст хорошим.

8. Читайте больше классики, подмечайте интересные ходы, обороты. Стиль — это способность подавать себя через мелочи. Можно использовать слова в нетрадиционном смысле. Как, например, у Гончарова — «Какой ты ядовитый человек, Захар!»— прибавил Обломов с чувством. Чудесное ведь слово «ядовитый», правда
Как будет здорово заменить им опостылевшие «плохой, саркастичный, издевательский»!

9. И, конечно же, больше пишите. Пробуйте себя в разных стилях — учитесь рубить фразами как Маяковский, томить как Лермонтов, завораживать как Пушкин. Учитесь у каждого, чей стиль вам импонирует.
Попробуйте хамить, ласкать, усыплять, очаровывать, пугать, интриговать своим тестом. И пусть перо ваше всегда будет гибким, как стан молодой девушки (Внимание, неуместная метафора, наряд антиграфоманской службы уже выехал).
Искусство письма — это одно из самых изысканных удовольствий, доступных человеку.

10. Разделяйте логические разделы абзацами, желательно с пропуском строки. Прелесть самого изысканного текста уничтожается при неправильном его оформлении, как наилучший обед превращается в месиво для свиней, если свалить все его блюда в одно ведро.

11. Last but not least. Вы должны знать, зачем пишете. Это самый главный вопрос, без которого ваши тексты будут превращаться лишь в инструмент, который ничего не делает. Когда за текстом стоит душа, он начинает светиться в темноте. С острия вашего пера должна сочиться кровь. Боль, восхищение, экстаз, завороженность, любовь, ненависть, покой — что угодно, но только не механическая педантичность.
Людей притягивает то, что прячется между строк. (c) Салон Интерпритаций

Как создать правильный текст

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий